Posted 22 марта 2022,, 14:03

Published 22 марта 2022,, 14:03

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Почему арабы делают ставку на юань

22 марта 2022, 14:03
Перспектива разворота российского нефтяного экспорта в сторону КНР подталкивает Эр-Рияд к уступкам в отношении Пекина, говорит востоковед Александр Шумилин.

Российские СМИ активно обсуждают известие о том, что Саудовская Аравия ведет переговоры с Китаем о продаже нефти не за доллары (в которых сейчас оформляется 80 процентов таких сделок), а за юани. При этом газета The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники утверждает, что такая возможность обсуждалась с Пекином около шести лет, но переговоры активизировались в этом году, поскольку Эр-Рияд недоволен обязательствами Вашингтона в сфере безопасности. В том числе это касается вмешательства США в гражданскую войну в Йемене и их переговоров по ядерной сделке с Ираном.

Уже звучат предположения, что перевод сделок по продажи нефти на юани может ослабить американскую валюту и усилить китайскую. О том, возможен ли отказ крупнейшего производителя нефти в мире от доллара, обозревателю «Росбалта» рассказал востоковед, руководитель Центра Европа-Ближний Восток Института Европы РАН Александр Шумилин.

— Насколько вас удивила новость о том, что Саудовская Аравия в расчетах с Китаем за поставленную ему нефть может перейти с долларов на юани?

— Подобное не удивительно, если рассматривать эту историю с точки зрения Эр-Рияда и более конкретно — с точки зрения наследного принца Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда.

Дело в том, что Китай был и остается одним из важнейших рынков сбыта саудовской нефти. С точки зрения Эр-Рияда, надо удерживать позиции на этом рынке всеми возможными способами, особенно сейчас, когда вполне вероятно увеличение поставок в КНР российской нефти, от которой в свою очередь отказывается сегодня Европа.

Москва и без того разворачивалась на Восток. В Китай из России проложены газо- и нефтепроводы, и РФ будет увеличивать поставки углеводородов туда всеми возможными способами.

— В чем еще состоят причины готовности Эр-Рияда к такому изменению свой политики?

— Есть еще ряд факторов, связанных с отношениями Саудовской Аравии, а точнее, ее наследного принца, с администрацией президента США Джо Байдена. Эти отношения далеки от того, какими их хотели бы видеть обе стороны. Сегодня у них не получается наладить их после истории с критикой, которой Байден подверг кронпринца в связи с убийством в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле журналиста Джамаля Хашогги.

В целом же происходят важнейшие геополитические изменения. В Эр-Рияде считают, что Россия увязает в боевых действиях на Украине, соответственно, из-за санкций происходит сокращение российской торговли и роли Москвы в мировой политике, и на этом фоне — усиление Китая, а также возникновение контуров двухполюсной системы Вашингтон-Пекин.

Для таких режимов на Ближнем Востоке, как саудовский, эта ситуация достаточно привычна. Раньше они в основном колебались между Вашингтоном и Москвой, а сегодня — между США и КНР. Все эти сдвиги в мире вполне естественны и главным образом связаны с событиями на Украине.

— А какой интерес саудитов в том, чтобы продавать свою нефть китайцам за юани?

— Эр-Рияд идет навстречу Пекину, стараясь действовать в максимально комфортных для китайцев условиях. Юань, хоть и не ведущая в мире и не свободно конвертируемая валюта, но может обмениваться на доллары. По той же причине иностранные инвесторы работали в недавнем прошлом в России за рубли. Возможно, китайцы предприняли определенные усилия, чтобы убедить саудитов в этом, ради укрепления юаня на международных торговых площадках.

Но главное для Саудовской Аравии сейчас — это удержать китайский рынок в условиях перспективы увеличения поставок российской нефти. И если на этом рынке нужно торговать за юани, значит, так тому и быть.

— То есть, вы полагаете, что главное для властей в Эр-Рияде в этой ситуации соблюсти свои экономические интересы, а на США им просто наплевать?

— Не совсем так. Напряжение в отношениях со Штатами всегда толкало саудитов к другому полюсу. Раньше таковым была Москва, а теперь Пекин.

— Может ли Саудовская Аравия вообще отказаться в своих расчетах от доллара?

— Нет, от доллара саудиты не откажутся никогда, потому что у них очень мощные долларовые запасы, а стратегически отношения с США — стабильные.

Беседовал Александр Желенин