Posted 14 июля 2022,, 16:35

Published 14 июля 2022,, 16:35

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Литва снова стала «триггером» для НАТО

14 июля 2022, 16:35
Прибалтийское государство опять выступает в качестве «провокатора», задирая страны, с которыми Запад не решается вступить в открытую конфронтацию.

Сегодня в Вильнюсе ждут «расширения» специальной военной операции и на Литву тоже. Люди в компаниях, в общении друг с другом, в соцсетях открыто говорят: «Мы следующие после Украины».

Первый всплеск таких настроений был сразу после 24 февраля — в те недели, когда шли боевые действия под Киевом. Потом он повторился в начале июля, на фоне кризиса вокруг калининградского транзита. Многие литовские политики заявили, что к перспективе российского вторжения надо относиться очень серьезно.

Безусловно, литовцев очень нервирует и законопроект об отмене постановления Госсовета СССР о признании независимости Литвы, который был зарегистрирован в Госдуме РФ по инициативе Евгения Федорова, депутата от партии «Единая Россия». В Литве считают, что этот законопроект — очевидная попытка прозондировать общественное мнение и обсудить, куда Москва могла бы дальше зайти в своем военном движении на Запад.

Наиболее активно литовские СМИ в последние месяцы обсуждают разные сценарии, связанные с Сувалкским коридором на литовско-польской границе, через которую проходит сухопутный путь к Калининграду. По самому «популярному» сценарию, российские и белорусские войска просто вторгаются в Литву, пробивая наземный путь от Белоруссии до Калининградской области. Другой вариант: оккупируют всю Литву. Третий: наземного вторжения нет, но РФ своими средствами ПВО (в том числе размещенными в Белоруссии) закрывает небо для НАТО над Сувалкским коридором и организует собственное авиасообщение с Калининградом (сейчас территория ЕС, а значит и Литвы и Польши закрыта для российских и белорусских самолетов).

Общее место здесь такое: дескать, Москва, используя Литву, будет «тестировать» НАТО на прочность. Как отреагирует Альянс — началом боевых действий или бесконечными «консультациями»? Вильнюс очень напрягает то, что существует стратегия НАТО, где говорится, что в случае захвата Россией Литвы, Латвии или Эстонии, НАТО ждет 180 дней и только потом реагирует. Хотя понятно, что 180 дней Литва против российских или даже только белорусских войск не выстоит.

Но попытается. Вооруженные силы Литвы за последние годы эволюционировали очень быстро. С 2014 по 2018 год республика нарастила количество военного персонала на 43% и вернула отмененный в конце нулевых военный призыв. С 2014-го Вильнюс тратит на военные нужды около 3% ВВП — довольно много по европейским меркам. В результате на сегодняшний день в войсках имеется 20 тыс. человек на активной службе и 90 тыс. резервистов.

У Литвы нет танков и боевой авиации (в этом она рассчитывает на союзников по НАТО), но в военной доктрине страны ставка сделана на мобильную пехоту с модифицированными немецкими бронемашинами GTK Boxer, оснащенными новейшей оптикой и ПТРК. Машины были закуплены в 2017-21 гг. и превосходят аналогичные американские «Брэдли» и российские БМП. Помимо «Боксеров», на вооружении литовских войск находятся немецкие 155-мм гаубицы PZH 2000, способные запускать 12 снарядов в минуту и превосходящие любые российские аналоги. Именно такие гаубицы — наряду с американскими М777 — использует сейчас Украина.

Также армия Литвы организована по натовским стандартам и регулярно проводит совместные учения с американцами и европейцами. В частности, литовцы построили один из крупнейших в мире центров по подготовке к городским боям, где можно тренировать сразу целый батальон. Там, кстати, с 2016 года литовцы подготовили пять украинских батальонов.

Иначе говоря, литовцы выбрали для себя формат вооруженных сил с расчетом на связывание более сильного и обеспеченного техникой противника. При этом еще в конце февраля Латвия, Литва и Эстония присоединились к призывам запустить четвертую статью договора НАТО — о начале консультаций в условиях «угрозы целостности и безопасности». Она предусматривает консультации внутри альянса, если хотя бы одна страна-участница заявляет об угрозе «целостности, политической независимости и безопасности». Следующая, пятая статья договора, говорит об оказании реальной военной помощи в случае нападения.

«Ситуация в любой момент может поменяться, — заявил журналистам депутат латвийского парламента Айнар Латковскис. — Эта потенциальная угроза исходит из того, что наш сосед — страна-агрессор, которая напала на другую страну, и эта другая страна, хоть и не входит в НАТО, но находится рядом».

При этом Литва ведет себя парадоксально: власти страны боятся нападения со стороны РФ, но одновременно — устраивают то, что вполне можно расценивать как провокации. Так, 18 июня Литва заблокировала транзит грузов железнодорожным путем в Калининградскую область. Запрет распространяется на 30% грузов, идущих в российский эксклав: под ограничения попали грузы, находящиеся в санкционном списке Евросоюза. В Вильнюсе объяснили такие ограничения исполнением требований Евросоюза по четвертому пакету санкций.

Вопрос обеспечения Калининградского эксклава, в котором проживает без малого миллион человек, для России жизненно важен. Сегодня почти весь транзит и связи с «большей землей», не считая паромов и самолетов, идет через Литву. Поэтому в МИД РФ сразу пообещали принять «практические меры» против Литвы, если запрет на транзит не будет снят. 4 июля губернатор Калининградской области Антон Алиханов передал в правительство и администрацию Президента РФ варианты ответных мер на запрет транзита товаров через Литву.

В Вильнюсе, правда, не испугались. Наоборот, сначала начали кое-где у границы с РФ демонстративно разбирать железнодорожное полотно, а потом дополнили транспортную блокаду запретом на автомобильные перевозки. После того, как 10 июля, вступил в действие запрет на новые виды грузов в транзите российских товаров в Калининград, Литва не пустила на свою территорию 34 грузовика, следовавших из России и Белоруссии. Они везли автозапчасти, древесину, мебель, алкогольные напитки и другие подсанкционные товары, заявила представитель Таможенного департамента Литвы Лина Лауринайтете-Григене.

Правда, уже 13 июля конфликт вокруг транзита санкционных товаров в калининградский эксклав через Литву начал разрешаться. Еврокомиссия выпустила разъяснение, из которого следует, что под запрет попал только автомобильный транзит, а железнодорожный разрешен. Так что похоже, что острый период кризиса вокруг калининградского транзита завершен.

Остался вопрос: «Что это было?» Похоже, Литва в очередной раз выступила добровольным (или не очень) «тестировщиком» тех мер, которые Запад и хотел бы применить против какой-то крупной державы, но не решается делать это коллективно и в открытую. Достаточно вспомнить, как маленькая Литва год назад ввязалась в торговую войну с Китаем.

Тогда Тайвань объявил об открытии своего офиса в Вильнюсе, причем под вывеской «представительство Тайваня», что подразумевало статус дипломатического учреждения суверенного государства. Китайцы, традиционно чувствительные к церемониальным тонкостям, сразу высказали протест. В итоге дошло до взаимного отзыва послов из Пекина и Вильнюса и блокады торговли между двумя странами. Тот кризис «разруливают» до сих пор.

Очень похоже, что атака на транзит грузов в Калининград, — это из той же серии. Также Литва продолжает поставлять Киеву оружие и амуницию, собирать деньги на «Байрактары» для ВСУ, поддерживать Украину во всех международных организациях. И бояться «российского вторжения».

Вячеслав Гордиенко