Posted 11 августа 2022,, 13:22

Published 11 августа 2022,, 13:22

Modified 1 февраля, 19:03

Updated 1 февраля, 19:03

БелТА: Лукашенко обещал ответить на «отжатие» доли республики в клайпедском терминале

11 августа 2022, 13:22

Белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что республика не должна оставить без ответа лишение доли в клайпедском терминале навалочных грузов Biriu kroviniu terminalas (BKT, 30% терминала принадлежало «Беларуськалию»). Об этом сообщает агентство «БелТА».

«Литва также фактически забрала собственность белорусского предприятия в Клайпеде. Как известно, с 2013 года „Беларуськалий“ является собственником 30% акций клайпедского терминала сыпучих грузов ВКТ. Мало того, что эти санкции незаконно ввели, так еще и фактически забрали вашу собственность», — заявил Лукашенко на совещании, посвященному экспорту через порты. Премьер-министр республики Роман Головченко охарактеризовал ситуацию еще эмоциональнее, сообщив, что доля Белоруссии была «отжата».

После совещания глава правительства сообщил, что Белоруссия «на агрессивные действия экономического толка со стороны недружественных стран намерена ответить зеркально». «Нами уже начата претензионная работа. Фактически нам мешают реализовывать свои коммерческие интересы. Вся собственность и юридических, и физических лиц недружественных государств Республики Беларусь известна, она подсчитана», — добавил он, обещав дать «цивилизованный ответ».

Лукашенко поручил участникам совещания доложить об ответных мерах, которые может принять Белоруссия «в ближайшее время и в среднесрочной перспективе». «Отбирать, „отжимать“ собственность никому не позволено», — предупредил он.

В 2013 году «Беларуськалий» приобрел 30% акций терминала сухих насыпных грузов в порту Клайпеды, но санкции лишили Белоруссию возможности экспортировать свои товары, в том числе калийные удобрения, через прибалтийские порты. Литва с 1 февраля 2022 года перестала принимать белорусские поезда с калийными удобрениями, следовавшими в направлении порта Клайпеды — крупнейшего перевалочного узла при экспорте белорусских удобрений. В последние годы через Клайпедский порт на суда погружалось около 10-11 млн тонн удобрений «Беларуськалия» в год, а удобрения «Беларуськалия» составляли в Литве около 20-25% всех перевозимых по железным дорогам грузов.

В марте BKT, который ранее переваливал удобрения подпавшего под западные санкции «Беларуськалия», сообщил, что планирует уволить почти всех работников из-за санкций Евросоюза против Белоруссии, в результате которых предприятие лишилось значительной части заказов.