Posted 7 сентября 2022,, 12:22

Published 7 сентября 2022,, 12:22

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Лукашенко срочно понадобились «свои» партии

7 сентября 2022, 12:22
Начальник Белоруссии, кажется, готов сделать то, чего избегал длительное время: создать в стране провластную организацию. Или даже сразу несколько.

Партийная жизнь в Белоруссии есть, но она практически незаметна. Политические партии республики находятся где-то на самой периферии общественного внимания, они почти не представлены в органах власти. Этому способствует то, что выборы всех уровней проходят по одномандатным округам, а не по партийным спискам. Однако теперь все может поменяться.

Александр Лукашенко на совещании во Дворце независимости неожиданно заговорил о партийном строительстве. Там обсуждались законопроекты о гражданском обществе, деятельности политических партий и других общественных объединений, которые белорусские парламентарии должны будут принять уже на осенней сессии.

По мнению Лукашенко, в современной Белоруссии, в отличие от БССР, складывается «уже не однопартийная, а более сложная конфигурация взаимодействия государства и гражданского общества». Но при этом не всякая активность граждан во благо, а только та, которую санкционировало государство. «Появляются новые организации, стремящиеся к решению общественно значимых задач. Находятся и те, кто под видом социальных, благотворительных, культурных проектов пытается вовлечь белорусов в продвижение интересов вообще других государств. Мы это видели в 2020 году. В этом вопросе недопустимы двоякие толкования либо лазейки для тех, кто по-прежнему спит и видит, как внедриться в гражданское общество и расшатать страну изнутри», — сказал «бацька».

А значит, всякое партийное строительство должно идти под руководством Всебелорусского народного собрания. «Что касается политических партий. В этом вопросе также нужно идти от жизни. Мы не знаем, что будет завтра. Мир меняется. Поэтому будем идти аккуратно делать шаги, учитывая то, что у нас происходит в стране, — отметил Лукашенко. — Наши сторонники нас будут критиковать за то (и справедливо), что мы не вовремя проводим эти мероприятия и разворачиваем в стране процессы партийного строительства. Не вовремя. Ситуация в мире крайне напряженная. В такие времена любое государство начинает мобилизовываться и концентрироваться вокруг одной-двух фигур и так далее. У нас это президент по Конституции. А мы вот тут начали партийное строительство разворачивать, появятся новые партии».

Тем не менее, Лукашенко сослался на собственные обещания — создать в Белоруссии после принятия новой Конституции нормальную, работающую партийную систему. Для этого, в частности, будет принят новый закон, который повысит порог численности членов партии, необходимых для регистрации, с нынешней тысячи как минимум до 3 тыс. человек (но рассматриваются варианты и 5 тыс., и 10 тыс.). После чего пройдет перерегистрация. По прогнозам провластного политика, главы Либерально-демократической партии Олега Гайдукевича, пройти ее смогут не больше трех-четырех партий, остальные должны быть ликвидированы. «Это мусор. Потому что там только печать. Их годами либо не слышно — не видно, либо они существуют на гранты из-за границы», — сказал Гайдукевич.

Однако, наверное, главное во всей этой истории, — то, что в Белоруссии опять поднялся вопрос о создании «партии власти», или «президентской партии». По мнению наблюдателей, Лукашенко хочет создать систему из трех партий. Будет центристская «партия власти», право-центристская (скорее всего, либеральные демократы), и лево-центристская партия — провластные коммунисты.

Очевидный претендент на превращение в «президентскую партию» — общественное объединение «Белая Русь», которое часто с иронией называют «профсоюз чиновников». Как считает председатель «Белой Руси» Геннадий Давыдько, сама она останется общественным объединением и будет решать «большие задачи, которые стоят перед нашим обществом». А борьбой за власть и укреплением президентской республики, по его словам, может заняться новая политическая партия. Ее рабочее название — «За Родину», и она как раз будет создаваться из членов «Белой Руси». Одна из причин такого разделения — то, что в «Белой Руси» состоит много силовиков и других госслужащих — а по Конституции, они не могут быть членами политических партий.

Теперь главный вопрос: что за всем этим стоит. Лукашенко десятилетиями избегал создания «партии власти», да и вообще очень негативно относился к партийной системе. И хотя формально партий в Белоруссии 15 штук, большинство из них «мертвые», а новые не появлялись уже 16 лет, минюст просто блокирует их регистрацию. Например, все попытки создать Христианско-демократическую партию окончились ничем — организаторы, несмотря на устранение всех мыслимых и немыслимых ошибок, получили семь отказов в регистрации подряд.

Но вот теперь все может поменяться, вплоть до формирования партийного парламента. Если это произойдет, можно будет сделать вывод: в Белоруссии значительно усилилась пророссийская повестка. Дело в том, что все действительно более-менее массовые партии (Либерально-демократическая — более 50 тыс. членов, Коммунистическая партия — около 6 тыс., Республиканская партия труда и справедливости — около 8 тыс., Белорусская аграрная партия — около 8 тыс.) — не только усиленно демонстрируют лояльность действующей власти и лично Александру Лукашенко, но и приверженность союзу РФ и РБ.

Причем приверженность — вплоть до степени полного слияния двух стран. В планы самого Лукашенко это, конечно, не входит. Но в провластных партиях Белоруссии сегодня — масса амбициозных людей, мечтающих построить карьеру именно на тех изменениях, которые произойдут в случае присоединения Белоруссии к России на правах субъекта федерации.

Парадоксально, но в этой ситуации помощниками Лукашенко могли бы оказаться как раз оппозиционные партии. Действующий президент для них, конечно, — лютый враг, но независимость страны — превыше всего. Как и для самого Лукашенко, который отлично понимает — он президент только до тех пор, пока Белоруссия сохраняет атрибуты независимости.

Однако сам начальник Белоруссии на альянс с прозападной оппозицией и раньше никогда не шел, а после августа-2020 — не пойдет и подавно. К тому же эта часть политического поля в Белоруссии буквально «выжжена»: националистических партий численностью более тысячи человек просто нет, а лидеры и активисты таких партий — или в тюрьмах, или в эмиграции.

Но пока Лукашенко задумался о другом — о том, что президента Белоруссии должен избирать не народ, а «Всебелорусское народное собрание» — странный коллегиальный орган с невнятной структурой формирования. Достаточно сказать, что его делегаты не выбираются, а назначаются — получается своего рода собранный властью «курултай» «лучших людей страны».

Но, по мнению Лукашенко, ВНС «состоит из профессионалов» и «являет собой срез всего общества, в то время как далеко не все из миллионов избирателей могут быть действительно погружены во все процессы». По его словам, «выборы раскачивают ситуацию», а через Всебелорусское народное собрание «нужного» президента можно было бы избирать без ненужных потрясений.

Вячеслав Гордиенко