Posted 1 августа 2023,, 14:36

Published 1 августа 2023,, 14:36

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Пекин нашел асимметричный ответ на санкционный удар по хай-теку

Пекин нашел асимметричный ответ на санкционный удар по хай-теку

1 августа 2023, 14:36
Фото: с сайта Image by rawpixel.com on Freepik
Попытавшись прописать Китаю технологическое «лечебное голодание», Запад вдруг оказался перед угрозой потерять рынок полупроводников.

Власти в КНР с 1 августа ввели в действие ограничения на поставки зарубежным покупателям галлия и германия — ключевого сырья для полупроводниковой промышленности. Экспортный контроль был введен после того, как Вашингтон предпринял попытки ограничить доступ Китая к передовым микропроцессорным технологиям.

Галлий (Ga) и германий (Ge) являются важными компонентами при производстве полупроводников, электромобилей и оптоволоконных кабелей. В частности, германий используется при производстве высокоскоростных компьютерных чипов, пластмасс, а также военного оборудования, включая приборы ночного видения и сенсоры для спутниковой съемки. Галлий применяется в радарах и устройствах радиосвязи, а также необходим для создания полупроводниковых лазеров и светодиодов.

Напомним, что ограничения на экспорт галлия и германия министерство коммерции КНР анонсировало еще в начале июля, прямо накануне визита в Пекин главы Минфина США Джанет Йеллен. Тогда это было расценено как неожиданный удар, который Китай нанес в ответ на попытки США ограничить его технологическое развитие. (Подробнее читайте в статье «Китай нацелился оставить самые современные самолеты США без радаров»).

Похоже, что за прошедший месяц никакого обходного маневра на Западе так и не было придумано — Китай по-прежнему остается ключевым звеном в глобальной цепочке поставок галлия и германия. По данным отраслевого союза Critical Raw Materials Alliance (CRMA), он контролирует 60% мирового производства германия и 80% галлия.

Более того, власти КНР нашли еще один «асимметричный ответ» на технологическое давление со стороны Запада. Журнал Time во вторник опубликовал статью, где говорится, что «Пекин вложил миллиарды в заводы по производству устаревших чипов (по техпроцессу 28 нанометров и выше), которые не попали под западные санкции, но по-прежнему необходимы для всей мировой экономики, будучи критически важными компонентами для всего: от смартфонов и электромобилей до военной техники».

При этом отмечается, что официальные лица США и Европы испытывают растущее беспокойство по этому поводу и начали поиск новой стратегии сдерживания роста КНР. Главное опасение заключается в том, что в обозримом будущем китайские компании смогут наводнить мировые рынки дешевыми чипами предыдущего поколения, вытеснив иностранных конкурентов из бизнеса.

Крупные инвестиции позволили компаниям из КНР продолжать поставки на Запад, несмотря на растущую напряженность в отношениях между Вашингтоном и Пекином. Китайский лидер по производству микросхем Semiconductor Manufacturing International Corporation (SMIC) в прошлом году получил около 20% заказов от клиентов из США, включая Qualcomm, невзирая на то, что американское правительство внесло ее в черный список.

«Западные компании могут попасть в зависимость от КНР в отношении этих полупроводников. Покупка критически важных технологических компонентов в Китае может создать риски для национальной безопасности, особенно если чипы необходимы для оборонного оборудования», — пишет Time.

В частности, приводится комментарий представителя Европейской комиссии, который заявил, что ЕС «примет необходимые меры для защиты своих интересов» и уже работает над снижением зависимости от иностранных фирм в отношении не только современных чипов, но и тех, что созданы по устаревшим технологиям. В свою очередь, высокопоставленный представитель администрации президента США Джо Байдена сообщил, что в Белом доме также «рассматриваются все варианты».

Китайское официальное англоязычное издание Global Times (GT) в материале, опубликованном за день до введения экспортных ограничений, пишет, что «первый выстрел», направленный на защиту основных национальных интересов, «может поразить организации из стран, которые приняли жесткие меры против Китая».

В статье GT прямо говорится о том, что пострадавшие контрагенты «должны обратиться к своим правительствам с просьбой прекратить недобросовестную практику в отношении китайских компаний вместо того, чтобы вмешиваться в экспортные правила Китая».

В Пекине в курсе, что на Западе в последние недели все больше беспокоятся по этому поводу — например, Пентагон планирует к концу года заключить с американскими или канадскими компаниями первый контракт на извлечение галлия. Вместе с тем GT напоминает, что такие меры, как экспортный контроль, «часто использовались европейскими и американскими странами для подавления других, и Китай также имеет право использовать их, исходя из своих собственных интересов».

При этом подчеркивается, что конечной целью Китая является не месть или вмешательство в нормальную работу глобальных коммерческих цепочек, а «поиск равных условий игры».

Михаил Макаров