Posted 22 декабря 2023,, 17:57

Published 22 декабря 2023,, 17:57

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

США толкают Европу к «большому ограблению»

США толкают Европу к «большому ограблению»

22 декабря 2023, 17:57
Фото: FreeImages.com Content License
В «околонулевых» отношениях между Вашингтоном и Москвой назревает конфликт, способный похоронить их окончательно.

Власти Соединенных Штатов после принятия Евросоюзом 12-го пакета антироссийских санкций также ввели ряд новых ограничений со своей стороны, включая запрет на импорт российского лосося, трески, минтая и краба. Кроме того, президент США Джо Байден реализовал свою угрозу и подписал в пятницу указ, позволяющий вводить санкции против финансовых структур, содействующих российскому ВПК. Однако в отношениях между Вашингтоном и Москвой назревает куда более серьезный конфликт, который, судя по всему, способен похоронить их окончательно.

Речь идет о судьбе золотовалютных резервов РФ, заблокированных на Западе. Накануне влиятельная американская газета The New York Times (NYT) сообщила, что администрация Байдена начала переговоры с союзниками об использовании этих средств для помощи Украине. По данным издания, Белый дом изучает, «может ли он использовать свои существующие полномочия, или же сначала должен получить одобрение Конгресса». Как отмечается, срочная необходимость таких действий возникла в связи с тем, что Конгресс США так и не одобрил многомиллиардный пакет помощи Киеву. Средства заканчиваются, и Белый дом «тихо сигнализирует» о своем желании вновь поднять вопрос о том, чтобы «разморозить и поделить» российские активы.

Москва не приемлет таких действий и считает их чрезвычайно опасными для мировой финансовой системы, заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Те, кто это пытается инициировать, и те, кто будет это реализовывать, должны понимать, что Российская Федерация никогда не оставит в покое тех, кто это сделал», — заявил он, добавив, что Россия «будет постоянно реализовывать свое право на судебное оспаривание, международное, национальное и иное».

Как подчеркивают в Кремле, Европа и США прекрасно понимают, что незаконное изъятие российских активов будет иметь юридические последствия. «Если у нас что-то будет кем-то конфисковываться, то мы будем смотреть, что мы можем конфисковать в ответ. И если это что-то будет находиться, мы будем, естественно, незамедлительно это делать», — сказал Песков.

По данным Минфина США на начало сентября, в западных странах заблокированы суверенные активы России на сумму примерно $280 млрд, большая часть из которых находится в юрисдикции Евросоюза. Вопрос об использовании этих денег поднимался уже не раз, но главная проблема здесь в том, что в законодательстве ЕС попросту нет механизма, позволяющего конфисковать иностранные государственные и частные средства. В связи с этим в начале этого года начал обсуждаться план, согласно которому замороженные активы, формально оставаясь российскими, должны быть временно инвестированы Евросоюзом, а полученные доходы направлены на поддержку Украины.

Однако дальше призывов и дискуссий тогда дело так и не пошло. Европейцы полагают, что демонстративное наказание России по явно политическим мотивам может быть воспринято как опасный прецедент, что приведет к бегству из Старого Света хранящихся там капиталов, в первую очередь, из стран Глобального Юга.

В Соединенных Штатах, которые в меньшей степени зависят от иностранных инвестиций, настрой всегда был гораздо более боевой. В начале ноября «РосБалт» уже рассказывал об американских планах по передаче Украине средств, конфискованных у Банка России, а также других суверенных активов РФ путем оформления этого как «дополнительной финансовой помощи» Киеву. Тогда соответствующий законопроект поддержал комитет по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США, что также вызвало резкую критику российских властей.

Проигнорировав позицию Москвы, американские законодатели призвали Белый дом активизировать контакты с иностранными партнерами по созданию «международного компенсационного механизма» для поддержки Украины. Параллельно с этим Минфин США распространил пресс-релиз о деятельности международной рабочей группы REPO, которой поручены поиск и изъятие подсанкционной российской собственности, в котором подчеркивалось, что заблокированные суверенные активы не могут быть возвращены России до тех пор, пока она «не заплатит за ущерб, нанесенный Украине». Аналогичное совместное заявление распространили страны «группы семи» (G7).

Так что публикация NYT упала на уже хорошо подготовленную почву. При этом в России заметно ужесточают ответную риторику. Замглавы МИД РФ Сергей Рябков не исключает, что конфискация замороженных российских активов, наряду с дальнейшим нагнетанием военной эскалации, может стать триггером не просто для понижения уровня дипломатического присутствия, а для полного разрыва отношений Москвы с Вашингтоном. «Для нас это не станет неожиданностью», — заявил он в пятницу в интервью «Интерфаксу».

Понимая серьезность ситуации, в Европе пока решили ограничиться возвратом к прежнему компромиссу. Сразу несколько СМИ сообщили, что Еврокомиссия обсуждает такой вариант: разместить прибыль, полученную от замороженных активов РФ, на отдельных счетах, что даст доходность в размере около 3 млрд евро в год, которые можно затем перенаправлять для помощи Украине.

Хотя этот вариант не предполагает конфискации российских активов, в Москве уже заявили, что не оставят такие действия без последствий и дадут на них симметричный ответ. «У нас тоже достаточно активов, которые здесь заморожены, находятся на счетах „С“. Это и наши обязательства по бумагам, по дивидендам, те, что составляют наши обязательства перед иностранными контрагентами из недружественных стран. Они все находятся в заморозке, цифры немаленькие, доходы от использования этих средств существенные и точно так же могут быть использованы, если будет принято решение недружественных наших партнеров», — заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия 24».

По данным источников «Интерфакса», на конец 2022 года объем средств на специальных рублевых счетах типа «С», на которых в том числе блокируются доходы по принадлежащим «недружественным» нерезидентам ценным бумагам, приближался к 0,6 трлн рублей.

Глава Банка России Эльвира Набиуллина, отвечая на вопросы в ходе пресс-конференции 15 декабря, рассказала, что работа над исками по возврату замороженных активов продолжается. «Мы готовимся, у нас есть там определенные сложности, но проработка вопроса ведется», — сообщила она, добавив, что инициатива Еврокомиссии по использованию доходов от замороженных активов РФ для помощи Украине ухудшает перспективы развития евро как резервной валюты.

Впрочем, в Вашингтоне дали сигнал, что не готовы сломя голову бросаться в огонь резкой эскалации конфликта с Москвой. Представитель американского Совета нацбезопасности Джон Кирби, выступая на брифинге для журналистов, подтвердил намерение Белого дома найти способ, чтобы вынудить Россию «финансировать восстановление Украины», однако отказался детально комментировать публикацию NYT. Вместо этого он заявил, что «пока рано рассуждать» о том, удастся ли направить замороженные на Западе активы РФ на помощь Киеву.

Михаил Макаров