Posted 14 февраля 2012,, 15:30

Published 14 февраля 2012,, 15:30

Modified 1 апреля, 02:43

Updated 1 апреля, 02:43

Джиоева не сдается

14 февраля 2012, 15:30
События в Цхинвали осложнили политическое положение России в весьма важном для нее кавказском регионе. Тем временем Алла Джиоева готова продолжить борьбу за пост президента Южной Осетии, хотя она по-прежнему находится на больничной койке.

Официальный Тбилиси в очередной раз обвинил Москву в неспособности защитить права населения Южной Осетии. На этот раз заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе возложила всю ответственность за происходящие в «Цхинвальском регионе» события на «оккупантские силы, а именно на Российскую Федерацию». Она напомнила, что грузинская сторона фактически не контролирует ситуацию на этих территориях, но «существующие проблемы подтверждают, что там царит произвол и полное пренебрежение законом, и развернувшиеся в Цхинвали события стали своего рода отголоском этого произвола».

Если отбросить политическую ангажированность высказываний грузинской чиновницы, то их смысл не так уж и далек от истины. События в Цхинвали, произошедшие непосредственно накануне неудавшейся инаугурации Аллы Джиоевой, только осложнили ситуацию в Южной Осетии и продемонстрировали недальновидную политику Москвы в отношении весьма важного для России кавказского региона.

Последствия подобной политической близорукости сказались незамедлительно. Общее настроение значительной части прежде благодарных России граждан Южной Осетии уже серьезно изменилось в сторону близкую к утрате доверия региональным властям и разочарования в политике Москвы.

Достаточно сказать, что находящиеся в Цхинвали собеседники «Росбалта» высказывали мнение, что воздействие на ситуацию «оказывается извне», а «идеологи всех событий, которые имели место в последние дни, – не цхинвальские» (подробнее читайте здесь). Хотя «идеологи» напрямую и не назывались, представители югоосетинской общественности считают, что действия силовых структур и власти происходили с ведома и одобрения сил, находящихся за пределами РЮО, но совсем не в Тбилиси или, например, «за океаном».

Очевидно, что при отсутствии внятной политики в отношении Кавказа, Москва «на ходу» вырабатывает тактику поведения, ситуативно реагируя на возникающие различные «вводные». Вроде бы усвоив урок выборов главы государства в Абхазии, Москва демонстративно дистанцировалась от проталкивания удобного ей кандидата на пост главы Южной Осетии, декларируя свободу выбора югоосетинского народа. Однако когда события дошли до спорной инаугурации Аллы Джиоевой, российским политикам не хватило умения и такта деликатно разрешить сложившуюся ситуацию.

Как отметил в беседе с «Росбалтом» заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, профессор и доктор исторических наук Сергей Арутюнов, «Москва вполне могла бы участь волеизъявление большинства народа, которое было на стороне Джиоевой». Причину этого он видит в том, что «нынешняя власть в РЮО - привычные для Москвы, управляемые марионетки, которыми удобнее орудовать, нежели пытаться более-менее «приручить» новую фигуру, которая, может быть, будет не такая послушная». Хотя, считает эксперт, «Джиоева довольно лояльна к России и Кремлю».

Между тем, стоит отметить, что в период противостояния с властями Южной Осетии, Алла Джиоева неоднократно апеллировала к Москве, всячески демонстрируя, что в качестве главы республики она будет не менее лояльна, чем нынешняя администрация частично признанного государства.

Теперь события в Цхинвали, в определенной степени делегитимизируя югоосетинскую государственность, играют на руку оппонентам политики Кремля, которые вполне могут высказывать упреки в неспособности России обеспечить порядок на подконтрольных ей территориях.

По данным правоохранительных органов, в общем ситуация в республике спокойная. Аллу Джиоеву, пострадавшую во время захвата ее избирательного штаба, переводят в терапевтическое отделение, по мнению медиков, «состояние пациентки удовлетворительное, необходимости ее содержания в реанимации больше нет». Но на сегодняшний день ЦИК пока не зарегистрировал ни одного кандидата в президенты. Однако сама Джиоева не намерена сдаваться и будет продолжать борьбу за признание ее победы на выборах президента Южной Осетии. При этом, по ее словам, «Россия никак не может понять, что сила - это не главное».

Как считает Сергей Арутюнов, «теперь ситуация не успокоится, но не в смысле народных волнений, а в гораздо более широком плане». «Собственно, - напомнил эксперт, - Южная Осетия это искусственное образование, которое не имеет политической перспективы, поскольку это значительная часть Центральной Грузии. Никаких естественных границ там нет, хотя искусственные границы значительно укрепляются».

Очевидно, что Южная Осетия будет зависеть от дотаций. Как отмечают эксперты, это территориальное образование необходимо России в качестве военной базы за Кавказским хребтом в непосредственной близости от Тбилиси.

Кстати, Минобороны РФ намерено сформировать из граждан РЮО осетинский батальон в составе 4-й гвардейской военной базы Российской Федерации, дислоцированной на территории Южной Осетии. Уже объявлен конкурсный набор военнослужащих на контрактной основе.

Действительно, России нельзя оставлять Кавказ, но, по мнению экспертов, нужно предоставить республикам и территориальным образованиям большую экономическую самостоятельность. В этом случае, они все равно вернутся под эгиду Москвы, но уже с глубоким пониманием того, что без российской помощи им не жить.

Что же касается Южной Осетии, как отметил Сергей Арутюнов, часть грузинского населения там остается до сих пор, а географически, геополитически, экономически, Южная Осетия остается естественной частью Центральной Грузии». «Так что рано или поздно придется к этой проблеме возвращаться, придется как-то урегулировать этот вопрос с новой властью в Тбилиси, придется, возможно, пойти Грузии на определенные уступки, тем более, что те, кто имеет вес в мировом сообществе поддерживают позицию Грузии», - отметил специалист.

Он привел в пример Андорру, «которая хотя и является княжеством, но находится между Францией и Испанией и не совсем самостоятельна, как страна». «Вполне возможно, что когда-нибудь Южная Осетия станет подобной страной и, при условии нормализации российско-грузинских отношений, насчет нее можно будет договориться». Как полагает Сергей Арутюнов, «югоосетинский народ примет такое положение, при гарантиях нормальной экономической жизни и самоуправления, которое может регулироваться какими-то российско-грузинскими соглашениями».

Дмитрий Пановкин