Posted 23 ноября 2012,, 14:15

Published 23 ноября 2012,, 14:15

Modified 31 марта, 22:21

Updated 31 марта, 22:21

Казнокрадам грозят одуванчиком

23 ноября 2012, 14:15
Госдума решила обязать чиновников отчитаться о своих расходах уже с 2012 года. Спешку с запуском нового «антикоррупционного» механизма в стане думской оппозиции связывают с грядущей массовой кампанией по «зачистке» бюрократических рядов от мздоимцев.

Пакет президентских законопроектов о контроле за расходами чиновников в пятницу был вынесен на рассмотрение Госдумы в третьем, окончательном чтении. Однако депутатам пришлось вернуть его во второе, чтобы принять пару поправок, которые, как поговаривают на Охотном ряду, «спустили» в Госдуму прямиком из президентской администрации.

Одну из них, по которой чиновников заставят отчитаться о своих расходах уже за 2012 год, представители «партии власти» провозгласили чуть ли не революционной. Дело в том, что предыдущая редакция закона предоставляла им отсрочку до 2014 года (подробности читайте здесь).

Теперь же, как пояснила глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая, «те, кто соблюдал закон, представят информацию в текущем режиме». «Те же, кто нарушал закон, должны будут ответить на целый ряд вопросов, и если возникнут основания, то будут привлечены к ответственности», - пригрозила глава комитета.

Новый руководитель думской фракции «Единой России» Владимир Васильев и вовсе заявил, что законом, под прицелом которого окажется около 10 млн чиновников, по сути, вводится принцип «презумпции виновности» государственного служащего.

По словам депутата, для конфискации незаконно нажитого богатства в пользу государства никому не придется доказывать состав преступления. «Достаточно будет иска прокурора, который обратится в суд для принятия решения о конфискации имущества», - заметил единоросс.

Представители думской оппозиции рассказали корреспонденту «Росбалта», что поправки не обсуждались на заседании профильного думского комитета по безопасности, а в спешке были розданы депутатам прямо в зале заседаний. Многие из них разглядели в ускоренном введении нового «антикоррупционного» механизма предвестие очередных массовых чисток в чиновничьих рядах.

«Это делается для того, чтобы держать в повиновении строптивых чиновников, а при необходимости - выщелкивать их из системы», - сказал «эсер» Михаил Емельянов.

Коммунист Вадим Соловьев также считает, что, с одной стороны, власти играют на публику, провозглашая масштабную борьбу с коррупцией. А с другой - внедряют механизм, позволяющий «засекать неугодных».

«Так же было с поправкой в закон о статусе депутатов, запрещающей им заниматься бизнесом, - отметил депутат в интервью «Росбалту». - Она лежала пару лет без движения, а потом, когда понадобилось убрать Гудкова, про нее и вспомнили».

«Власть приготовила хорошую дубину, чтобы мочить неугодных по полной программе и зарабатывать политические дивиденды на якобы ведущейся борьбе с коррупцией», - говорит Соловьев.

Впрочем, вся эта борьба рискует выродиться в пустую формальность из-за несовершенств самого антикоррупционного механизма, заложенного в новом законе. «К предыдущим недостаткам этого механизма прибавился еще один, заключающийся в том, что теперь контролю будут подлежать расходы чиновников, превысившие общие доходы его семьи, а не доходы по месту службы, как было в первом чтении», - рассказал «Росбалту» «эсер» Дмитрий Горовцов.

«Это существенная разница, поскольку теперь в эти доходы будут включаться акции и т.д., а значит, чиновники всегда найдут способ выкрутиться», - заметил депутат.

Назвав закон «очередным никчемным одуванчиком», Горовцов выразил недоумение и по поводу заложенной в нем нормы о праве прокурора обращаться в суд с иском о конфискации незаконного имущества чиновника. «Это очередная декларация, которая уйдет в песок, потому что такое право прокурора до сих пор не прописано ни ГПК, ни в АПК, хотя мы и пытались это сделать еще в четвертом созыве Госдумы», - сказал депутат.

«Эсеры» и коммунисты также говорят, что ни о каком контроле за расходами чиновников не может быть и речи, пока Россия не ратифицирует 20-ю статью Конвенции ООН по противодействию коррупции, где черным по белому зафиксировано требование к каждой из стран прописать у себя в Уголовном кодексе ответственность чиновников за незаконное обогащение.

Мария Шувалова