Posted 1 ноября 2012,, 06:00

Published 1 ноября 2012,, 06:00

Modified 31 марта, 22:41

Updated 31 марта, 22:41

Город месяца: Гамбург

1 ноября 2012, 06:00
Анна Садовникова
В рамках специального проекта, посвященного Году Германии в России, "Росбалт" рассказывает о некоторых немецких городах, взглянув на них глазами местных жителей. Месяц ноябрь посвящен Гамбургу. О нем рассказывает тележурналист Анна Садовникова, которая живет в этом городе уже много лет.

В состав Германии входит 16 равноправных земель, у каждой из которых – своя столица. Всего в стране насчитывается 2063 населенных пункта, которые имеют статус города. В рамках специального проекта, посвященного Году Германии в России, "Росбалт" рассказывает о некоторых немецких городах, взглянув на них глазами местных жителей.

Месяц ноябрь посвящен Гамбургу. О нем рассказывает тележурналист Анна Садовникова, которая живет в этом городе уже много лет.

Я люблю Гамбург за свободный дух. И в прямом, и в переносном смысле. В прямом – за огромное количество парков, садов, палисадников перед входом в дома. За огромные вековые каштаны на моей улице. Летом я практически не использую шторы: от любопытных окна моего четвертого этажа плотно заслоняет листва великолепного дерева.

Разных насаждений, позволяющих дышать чистым воздухом, в Гамбурге так много, что в прошлом году Европейская Комиссия присвоила ему титул «Зеленой столицы ЕС».

Ну, а о свободе в мыслях и способах ее выражения свидетельствует вся история этой метрополии. Ее ведь и называют официально «Свободный и ганзейский город Гамбург» - дань старинному торговому союзу «Ганза» и современному статусу самостоятельной федеральной земли.

Практически еженедельно проводятся демонстрации, пикеты, парады, и акции представителей самых разнообразных взглядов, позиций и убеждений.

Апофеоз свободы эмоций – традиционные первомайские беспорядки, когда левые и правые активисты не только дерутся друг с другом и полицией, но и примитивно по ходу дела громят район Штерншанце. Горят баррикады, работают полицейские водометы, летят кирпичи и бутылки, страна прильнула к телевизорам, рассматривая, кого «повязали» и как это удалось...

Правда, я еще никогда не слышала от арестованных протестующих про крайне суровые приговоры, сравнимые, например, с российскими...

Если говорить о моих любимых местах в Гамбурге, то это, в первую очередь, конечно, порт. Он составляет всю силу и славу Гамбурга: самый крупный порт в Германии и второй по значимости в Европе.

Естественно, меня привлекает не его промышленное значение, а то, что гулять можно практически везде на 7236 гектрах и, в зависимости от настроения и того уголка, куда забредешь, любоваться на самые разные корабли, начиная от круизных лайнеров и огромных контейнеровозов до люксовых яхт или антикварных баркасов.

Можно пройтись по берегу Эльбы, а можно проплыть на моторке по акватории и увидеть то, что я называю «индустриальным балетом»: на своеобразных островках, которые являются контейнерными терминалами, происходит погрузка огромных железных ящиков с товарами совершенно без вмешательства человека, полностью автоматически.

Наблюдать за работой терминала не менее звхватывающе, чем в свое время было смотреть передачу «600 секунд». Успеет - не успеет эта машина? Уронит - не уронит контейнер? Успевает, не роняет, но все равно очень медитативно наблюдать за маленькими автоматическими погрузчиками, которые мотаются по терминалу по одному им, роботам, понятному маршруту.

А еще мне страшно нравится воздушный шар неподалеку от Центрального вокзала. Шар, конечно, не полноценный, так как привязан тросом к земле и над городом где придется не летает. Но он вполне бодро поднимается на 120-метровую высоту и дает шанс в течение получаса посмотреть на город сверху.

При этом город всегда предстает в своем парадном блеске: в плохую погоду аттракциону работать запрещено.

Ну а от дождя или ветра я люблю укрываться в ресторане или кнайпе, так называются по-немецки довольно небольшие по размеру заведения, специализирующиеся на пиве.

Укрываюсь я там, где есть особенно теплая человеческая атмосфера. Например, в кнайпе «Цвик» на Миттельвег. Там по выходным собираются журналисты и писатели вперемешку с музыкантами, играющими рок. Очень дружеская и богемная атмосфера, в самом положительном значении этого понятия.

Это, кстати, большая редкость для Гамбурга. На севере Германии люди обладают закрытым характером, редко решаются на спонтанное общение с незнакомцами, прежде чем Вас назовут другом, придется с гамбуржцем если не пуд соли, то пуд перца съесть... В переносном,конечно, смысле.

Просто в стране жителей ганзейского города издревле называют «пфефферзак» - в переводе «мешок с перецем». Поскольку самые крупные состояния в портовом городе были сделаны купцами, торговавшими прецем.

На их торговый путь – реку Эльбу можно полюбоваться из окна моего любимого ресторана «Энгельхен». Это заведение расположено на понтоне и, когда вы обедаете или ужинаете, мимо вас проплывают корабли. Понтон покачивается на волнах и кажется, что вы тоже в путешествии, в том числе, и в гастрономическом...

Город с двенадцативековой историей, разумеется, обладает чрезвычайно богатым фольклором. Остановлюсь пока на двух персонажах.
Первый,естественно, положительный. Зовут его Ханс Хуммель. Он был известнейшим и последним водоносом города, черезвычайно трудолюбивым, за что и получил свою кличку, которая в переводе означает «шмель».

Этому имени гамбуржцы обязаны особенным приветствием, по которому «свой свояка» раньше определял за границей, да и сейчас применяет в качестве шуточного теста.

Один из ганзейцев как правило говорит: «Хуммель, хуммель». А другой, если он настоящий гамбуржец, конечно, должен отвечать: «Морз, морз».

Последнее обозначает вообще-то «задницу». Так настоящий Хуммель ругался на детей, которые дразнили его во время работы.
Водоносу возведен памятник на Радемахерганг.

А вот памятник другому человеку-легенде стоит на месте его казни опять же на территории порта, ибо профессия Клауса Стертебекера была связана с морем. Это был известнейший и опаснейший пират, грабивший в конце четырнадцатого века суда в Балтийском море.
Как и у предыдущего героя, фамилия его имеет особое значение. В переводе она звучала бы как «опрокинь бокал», ее обладатель по преданию имел талант залпом выпивать 4 литра вина или пива.

Его необыкновенная сила проявлялась во многом. Особенно любят в Гамбурге рассказ о казни разбойника. Вместе с ним были приговорены и семьдесят два его товарища. Губернатор объявил четвертуемому первым Стертебекеру, что те, мимо кого пройдет его тело без головы, будут помилованы.

И обезглавленный пират смог прошагать мимо одиннацати товарищей, прежде чем палач смог сбить его с ног. Надо отдать должное губернатору, он не сдержал своего слова и все-таки казнил всех пиратов.

На месте казни в 19 веке был найден череп Стертебекера и помещен в гамбургский музей. Два года назад его из музея украли. Скорее всего, это сделали истинные гамбуржцы, до сих пор покланяющиеся необыкновенной силе легендарного флибустьера.

Приезжать в Гамбург можно в любое время года, здесь всегда найдется чем заняться и на что посмотреть. Самый большой праздник – день рождения порта и, соответственно, города сопровождается в начале мая массовыми гуляниями горожан на Эльбе, парадом кораблей и большим салютом.

Три раза в год – в марте, в августе и в ноябре можно развлечься на празднике «Хамбургер Дом». На огромном пространстве располагаются самые разные палатки с развлечениями на любой вкус: начиная от каруселей и кабинета кривых зеркал, заканчивая пивными или тиром, где призом за меткость являются огромные плюшевые игрушки.

Тут же можно полакомиться особыми гамбургскими пряниками или необычным пивом, в котором плавает консервированная клубника.

Чтобы насладиться ярмарочным настроением в Гамбург приезжают жители самых отдаленных уголков Германии.

Для любителей кино летом будет интересен гамбургский фестиваль коротких фильмов. Для театралов – фестиваль экспериментальных театров в августе. Для спортсменов – ганзейский марафон, в котором могут принять участие все желающие.

В общем, этот город никогда не спит и не замирает.

Из обязательной туристической программы, по моим наблюдениям, у гостей пользуется спросом посещение городской ратуши. В нее вы можете без проблем и спецконтроля войти в любое время в течение дня и заглянуть в старинные залы, где принимались исторические решения или проводятся важные приемы.

У россиян из городов-миллионников вызывает интерес наше метро, где все устроено по-немецки прагматично: очень сдержанный, если не сказать скромный дизайн станций, покупка билета не проверяется прямо на входе суровым контролером, проход не оснащен турникетами, телевизоры в вагонах предлагают оригинальную программу специально для пассажиров подземки.

Правда, если вы попадетесь без билета проверяющим в вагоне, шанса досмотреть программу у вас не останется...

Ну, и самое известное место, куда стремятся любопытные со всего мира, это Репербан. Так называется улица, проходящая через квартал Красных фонарей. Впрочем, он давно уже превратился в так называемую увеселительную милю, где каждый развлекается как любит.

Здесь давно уже гуляют не только охочие до быстрого секса матросы, полно молодежи, тусующейся по популярным дискотекам, гурманы стремятся в модные рестораны, а меломаны глазеют на клуб, в котором выступали Битлз.

Ну, и секс на Репербане по-прежнему есть, и всевозможные предложения вполне себе на виду и не осуждаются как пропаганда, скорее, ценятся, как проявления различных форм и возможностей немецкой жизни...

Если голод замучает вас в буквальном смысле – Репербан, пожалуй, -единственное место в городе, где еда доступна круглосуточно, тоже редкий аттракцион для Германии.

Кстати, для смелых – непременно попробуйте традиционное гамбургское блюдо – лабскаус. Что в нем – выдавать не стану, чтобы не портить интригу. Намекну только, что причина его появления в рационе матросов та же, что и пиццы в италии или солянки сборной мясной в России.

Херцлих вилкоммен!

Анна Садовникова