Posted 6 февраля 2012,, 17:30

Published 6 февраля 2012,, 17:30

Modified 1 апреля, 02:50

Updated 1 апреля, 02:50

Кровь за кровь?

6 февраля 2012, 17:30
Резонансное дело о гибели 15-летнего Никиты Леонтьева серьезно аукнулось петербургской полиции. Один из полицейских умер, другой – за решеткой, о третьем информация противоречива. Кроме того, питерскую полицию ожидает трехнедельная ревизия «сверху».

Резонансное дело о гибели 15-летнего Никиты Леонтьева серьезно аукнулось петербургской полиции. Один из полицейских умер, другой – за решеткой, о третьем информация противоречива. Кроме того, питерскую полицию ожидает трехнедельная ревизия «сверху».

Министр МВД Рашид Нургалиев решил проверить, насколько адекватной была реакция петербургского полицейского начальства на убийство 15-летнего Никиты Леонтьева в 75-м отделе полиции Невского района (об этой резонансной истории можно прочитать здесь). Чтобы это узнать, 60 столичных чиновников от МВД в течение трех недель будут шерстить ряды стражей порядка, проверяя… Впрочем, вопрос, что они будут проверять, как раз и является самым главным для руководителя питерского главка Михаила Суходольского.

«Ситуация очень странная. Если проверять согласно инструкциям МВД, как положено, то это должна быть полная перетряска всего, чего только можно, за последние 5 лет. Но, во-первых, не далее как полгода назад вся петербургская полиция прошла переаттестацию, значит, так или иначе проверена. Во-вторых, сам Суходольский руководит здесь меньше года, поэтому спрашивать его пока серьезно не о чем. И в-третьих, как по заказу, именно три дня назад – в пятницу, 3 февраля, - был отменен приказ МВД России от 5 октября 2005 года №815 «Об организации и проведении инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и введен в действие новый документ МВД относительно тех же проверок, но содержание его пока никому неизвестно. Соответственно, никто, в том числе и сами проверяющие, толком не знают, что будут проверять в Петербурге», - рассказал «Росбалту» информированный источник в Главке.

По мнению этого человека, Суходольский (по крайней мере, на словах) проверки не боится, однако его сильно нервирует сам факт такой московской атаки в самое, на взгляд генерала, неподходящее время: на носу выборы, в режиме нон-стоп – митинги, шествия и прочие массовые общественные акции. Плюс странная смерть непосредственного фигуранта дела, так или иначе ставшего причиной проверки.

Однако и коллег, и общественность больше всего удивил факт публичной оценки Михаила Суходольского приказа вышестоящего начальства, данной им не только в СМИ, но и посредством официального пресс-релиза. В кулуарах заговорили даже о некоем «бунте» против «непонятных» действий Нургалиева.

«Руководитель главка считает – и об этом он заявил не только в СМИ, но и лично Рашиду Нургалиеву, – что в данный период подобная проверка несвоевременна и может только навредить делу, - заявил «Росбалту» источник в ГУ МВД. – Проверка вызвана, якобы, неприменением адекватных мер по расследованию дела о гибели подростка Никиты Леонтьева. Но лично я не припомню во всей истории нашего ведомства прецедента, чтобы всего за три дня руководитель главка вынес сразу столько решений по резонансному делу. Вспомните, сколько «телилась» Москва в деле майора Евсюкова? Пока едва революция не началась! А здесь Суходольский сразу же назначил служебную проверку по данному факту. Буквально через день на коллегии был отстранен от должности руководитель УМВД России по Невскому району Петербурга Валерий Белоцерковский, трое непосредственных участников этого дела – участковый Денис Иванов, заместитель начальника 75-го отдела полиции УМВД России по Невскому району Олег Прохоренко и исполняющий обязанности заместителя начальника 75-го отдела полиции по линии уголовного розыска УМВД России по Невскому району майор полиции Алексей Малых – уволены из-за нарушения служебной дисциплины. Понижен в должности начальник полиции УМВД Михаил Ходячев. Наказание также понесли еще четыре офицера, в том числе начальник участковых уполномоченных по Невскому району подполковник Бойко и начальник 75-го отдела полиции майор полиции Петров. Кроме того, идет служебная проверка, продолжаются следственные мероприятия. Не совсем понятно, какие еще более адекватные меры главк должен принять. Посадить или сразу расстрелять участников и всех, кто рядом проходил?..»

Скоропостижную кончину одного из этих людей – 31-летнего майора Алексея Малых – источник комментирует очень осторожно, полагая, что даже если версия об «уходе в запой» или внезапном панкреатите реальна, то все-таки с трудом верится, что лишь хроническое заболевание или пьянство стали причиной смерти молодого здорового мужчины. Имел место, как минимум, сильнейший стресс. По некоторым данным, третий участник этого события - Олег Прохоренко - также находится в реанимации. Впрочем, официально этот факт в ГУ МВД не подтверждают, ссылаясь на то, что Прохоренко уже не их сотрудник, поскольку из органов уволен.

То, что оба участника трагедии сразу же после случившегося угодили на больничный, факт известный. Срочно заболел бы и главный подозреваемый – 24-летний участковый Денис Иванов – да не успел, его задержали его же коллеги и для «сохранности» поместили за решетку.

Впрочем в полицейских кругах ходят слухи, что и смерть Малых больно уж странная. Молодой 31-летний мужчина, будучи, оказывается, тяжелым «хроником» по панкреатиту (есть еще версии о больном сердце и больной печени) так распереживался из-за этой истории, что сознательно напился до обморочного состояния. Причем делал это регулярно на протяжении почти двух недель, последовавших за увольнением.

«Нет, заливать горе – это дело понятное. Но все равно как-то странно… Да еще накануне громкой проверки. Говорят… Впрочем, о мертвых до окончания проверки лучше ничего не говорить», - намекнули в кругах, близких к руководству ГУ МВД.

На популярном профессиональном форуме Police-Russia.ru и на других профессиональных форумах горячо обсуждают как визит московских ревизоров, так и саму ситуацию. Любопытно, что некоторые, видимо, особо информированные форумисты говорят о некоем противостоянии между министром Нургалиевым и начальником ГУ МВД по Петербургу Суходольским, причем, как с горечью замечают полицейские, им в этом пинг-понге достается роль шариков.

«Да понятно, что подросток - это просто повод. Ну, звезды на небе так сошлись, не в пользу Суходольского. А в МВД и обрадовались…», «Еще бы Нургалиева самого кто … проверил по результатам питерского беспредела!», «Проверка МВД по графику в марте, сейчас закончилась инициированная самим Сухим. Задача новых: выявить реальное положение в питерском главке (задачи - только негатив, об этом говорили сами проверяющие, гнобить в основном УР …)», «… и далеко не формально это будет… цель понятна…», «Он же был кандидатом на кресло Нургалиева, вот и шанс убрать конкурента!».

Впрочем, эти «битвы титанов», как выразился один из полицейских о генеральских разборках, совершенно неинтересны рядовым петербуржцам, для которых все-таки главное – порядок в городе. Немного утешает лишь одно: публичность и живая реакция на общественное мнение, которые наконец-то видны, по крайней мере, на Суворовском.

Полковник милиции в отставке Валерий Вехов, комментируя эту историю, также недоумевает. Он говорит, что, к сожалению, подобных историй с «внезапной» гибелью задержанного происходит в России по нескольку десятков за год, однако ни в один город 60 столичных чиновников на проверки не командируют. По мнению Вехова, подобные инспекции абсолютно ничего не решают, выполняя лишь политические задачи. При этом Вехов предложил разумный и весьма актуальный вариант: все видеокамеры, оставшиеся после выборов, передать в полицейские участки с условием постоянной видеозаписи и публичным ее обнародованием.

Марина Бойцова