Posted 27 июня 2017,, 10:40

Published 27 июня 2017,, 10:40

Modified 31 января, 15:50

Updated 31 января, 15:50

Geek Picnic на обочине науки

27 июня 2017, 10:40
Людмила Семенова
Российскую науку не спасти фестивалями, разовыми лекциями знаменитостей и семинарами. Развлечения, приуроченные к научным изобретениям, выглядят проявлением карго-культа.

Научно-развлекательный фестиваль Geek Picnic оставил двоякое впечатление. В немалой степени из-за того, что организаторы постарались смешать эти два компонента. Они пытались сделать воскресный день увлекательным для тусующейся молодежи и семей с детьми. И в то же время полезным — в познавательном и просветительском аспекте. Это, конечно, заслуживает похвалы. Вопрос в том, насколько удалось воплотить задумку.

Первое, что бросается в глаза, — спонсоры фестиваля чересчур навязчиво рекламируют себя любимых. Понятно, что это неизбежная часть мероприятия, ведь все должно быть оплачено. Кроме того, многих наверняка радовало одно только отсутствие государственной и городской официальной символики. Но все-таки можно было оформить все это в менее кричащем виде, чтобы логотипы многочисленных компаний не запоминались гостям больше, чем само мероприятие.

Второй острый аспект — то, как фестиваль сочетается с положением, в котором оказалась отечественная наука. Разумеется, нам нужно знакомиться с мировыми открытиями в инновационных технологиях. И желательно, чтобы это проводилось в непринужденной форме, ориентированной на молодежь как на потенциальный двигатель прогресса.

Но для России на данный момент этого мало. Нашу науку не спасти фестивалями, разовыми лекциями знаменитостей и не особо популярными семинарами. Это лишь украшает будни, но не способно ничего изменить в корне. В государстве, где работа профессора и тем более учителя среднеобразовательной школы — синоним неудачника, где зарплата работников науки и образования ниже среднего уровня, а их деятельность сводится к подготовке к ЕГЭ и наблюдению за «чистотой» данного мероприятия (обо всем этом «Росбалт» уже писал неоднократно), развлечения, приуроченные к научным новинкам и громким именам, выглядят проявлением карго-культа.

Много ли мы имеем общего с робототехникой, 3d-печатью и освоением космоса, если в будни все это фигурирует в зарубежных новостях, а у нас в это же время пишут об открытии новой церкви и оскорблении чувств верующих фотографией нелепой пасхальной инсталляции?

Госструктуры, связанные с образованием и прогрессом, отличаются не открытиями, а скандалами. Образовательные учреждения идут к той же «оптимизации», что и медицинские. А о том, что в огромном числе регионов ни о каких инновациях люди не слыхивали, да и не до этого им, и говорить смешно. Государство нисколько не заботится об уровне их развития и просвещения. В том числе в национальных республиках. Оно ограничивается претенциозными программами о «единстве» России. За ними проглядывает плохо скрываемое равнодушие ко всем этим «малым народам». Даже система образования мигрантов, если уж мы полюбили говорить о глобализации, нисколько не улучшается, а те, кто мог бы этим озаботиться, кричат об уважении чужих традиций — это, на их взгляд, более важный вопрос.

В довершении всего, в эти же дни на федеральных телеканалах усиленно обсуждалась тема вредоносности Telegram.

На столь драматическом фоне ярмарочные гулянья под вывеской просветительского мероприятия нужны разве что для приятного проведения времени. Все это безобидно, и уж точно лучше подходит для прогулки с детьми, чем бесчисленные торговые центры и просмотры «Пиратов Карибского моря». (Правда, и стоимость такого похода, что скрывать, в разы выше). Да и место — обширный и зеленый Пулковский парк — этому благоприятствует.

Но в основном разница, куда пойти, не так уж велика. Торговля сувенирами, значками типа «Я люблю Петербург» (как это связано с наукой?) и «коробками с сюрпризом». Ряды с экзотической и очень вредной едой — мороженое и пончики немыслимого цвета явно были популярнее научных лекций.

Торговцы, очевидно, оказались в большем выигрыше, чем предполагаемые главные герои фестиваля. И речь не о финансовой стороне, а о том, что останется в памяти и интересах аудитории.

При этом искренне жаль ту хорошую идею, которая заложена в основе мероприятия. Приятно то, что энтузиасты науки готовы делиться своими знаниями и все-таки находят на таких мероприятиях свою аудиторию. Радует деятельность Университета ИТМО, чьи проекты были представлены на фестивале уже не первый раз, а также других технических вузов города, для которых этот год стал дебютным на Geek Picnic.

Порадовал фестиваль и с эстетической точки зрения. Алиса, Падме Амидала, Гермиона Грейнджер, Шерлок Холмс, Дарья, какие-то невообразимые монстры — и еще множество других персонажей фильмов и сериалов были представлены на конкурсе косплей-костюмов. Там и тут были атрибуты стимпанка, привносящие в мир техники нотку романтики и сказки.

Еще один плюс — на мероприятии талантливые ученые-инноваторы, научные журналисты, популяризаторы науки имеют возможность живого общения с публикой. А то, что эволюционный биолог и этолог Ричард Докинз выступает в парке, окруженном церквями, — обнадеживает и показывает, что любознательности народа всегда можно найти доброе применение.

Жаль только, что отдельные представители этого народа вместо благодарности высказывают желчное негодование в виде призывов запретить выступления «антирелигиозных» ученых.

Умиляет их самоуверенность — как будто само существование науки и прогресс обусловлены одним лишь желанием обидеть верующих и вообще привлечь их внимание. Как бы не пришлось им сильно пожалеть о своих нынешних убеждениях, если наука в России и дальше будет ущемляться. Ведь пока защитники веры не спешат отказываться от земных благ, созданных наукой и техникой.

Geek Picnic, безусловно, хороший фестиваль и никакой его вины в упадке нашей науки нет. Просто если бы она находилась в лучшем состоянии, если бы она развивалась в живом и естественном порядке, он был бы куда более радостным и знаковым мероприятием. Для настоящего реформирования науки и преодоления отсталости нужна не единоразовая, а гораздо более долгая, кропотливая и не праздничная работа.

Людмила Семенова