Posted 22 августа 2018,, 18:03

Published 22 августа 2018,, 18:03

Modified 30 марта, 18:57

Updated 30 марта, 18:57

За одного гангстера две тысячи дают

22 августа 2018, 18:03
Петербургская полиция готова скромно заплатить понятым — в обход бухгалтерии и в коридоре. Известен один случай. Признание прозвучало в суде по делу авторитета Кришьяна.

Санкт-Петербургский городской суд начал рассматривать уголовное дело против одного из самых ярких бизнесменов Санкт-Петербурга Михаила Кришьяна. Последние десять лет были для него непростыми: уголовное дело, обыски, бегство в Эстонию, экстрадиция на родину, российский суд, обвинительный приговор и новое дело. И вот новый процесс с удручающими последствиями в виде возможности пожизненного срока.

Но начиналось все перспективно. Кришьян родился в 1965 году в Ленинграде, закончил Нахимовское училище, служил на подводной лодке. В принципе «Росбалт» уже рассказывал биографию будущего бизнесмена, поэтому пересказывать ее смысла нет. Лишь напомним, что закончилось все в марте 2011 года, когда в элитную квартиру Кришьяна на улице Шпалерной настойчиво постучали. Заместитель директора ООО «Статус» решил не испытывать судьбу и сделал вид, что его нет дома. Но у нежданных гостей был свой аргумент в виде болгарки. Спилив дверь всего за несколько минут, они оказались внутри. То были оперативники, а внутри квартиры они застали самого Кришьяна в компании молодой девушки.

Силовики пришли домой к авторитету в связи с убийством в Петербурге предпринимателя Алексея Волнухина. В конце октябре 2010 года мужчина был расстрелян из самодельного пистолета на 2-й Жерновской улице. Говорят, что между двумя мужчинами произошел конфликт на почве неприязненных отношений. В ходе обыска дома у Кришьяна была найдена крупная сумма денег, различные ценности и аж четыре ноутбука. Но самое интересное ждало правоохранителей за окном. На крыше небольшого павильона, стоящего у особняка на Шпалерной, валялись два пакета. Внутри одного была обнаружена «Беретта», во втором нашли магазин и патроны и документы на имя Кришьяна. Поговаривали, что именно он перед обыском и выкинул все это добро в окно.

Кришьяна задержали и впоследствии доставили для ареста в суд. Однако российская юстиция проявила неожиданную и несвойственную ей мягкость, отпустив подозреваемого под залог в миллион рублей. Дальнейшее известно. Кришьян скрылся, был объявлен в федеральный розыск, позднее его фамилия появилась в базе Интерпола. Беглого предпринимателя нашли в Эстонии, там задержали и, отказав в предоставлении политического убежища, экстрадировали в Россию.

На родине Кришьяна обвинили в рейдерском захвате ЗАО ПТК «Строитель». В 2017 году Ленинский районный суд Петербурга приговорил бизнесмена к 7 годам колонии общего режима. Одновременно следователи продолжали вести дело об убийстве Волнухина. Спустя несколько месяцев после приговора в Ленинском суде пресс-служба Следственного комитета распространила сообщение о новом процессе в отношении Кришьяна. Помимо расстрела Волнухина ему инкриминировали убийство владельца ТРК «Пулково-3» Михаила Карачева, в котором предпринимателя подозревали до этого.

«Следствием установлено, что Кришьян в 2010 году организовал убийство Михаила Карачева, владельца ТРК „Пулково-3“ из корыстных побуждений. Для реализации своего преступного умысла Кришьян подыскал Виктора Шишкина и Дениса Михайлова, последний в свою очередь, за денежное вознаграждение привлек к совершению убийства Вадима Сорокина и Руслана Аксянова. Далее, Шишкин в апреле 2010 года сообщил Михайлову данные о местожительстве потерпевшего и об его автомобиле. Вечером 7 мая 2010 года у дома 24 на улице Благодатной Сорокин и Аксянов напали на Карачева и жестоко избили его, используя неустановленные предметы. Потерпевший был доставлен в больницу, где впоследствии скончался от полученных телесных повреждений», — говорилось в релизе СК.

Также Кришьяна обвинили в нанесении Аксянову множественных ударов ножом, от которых он скончался на месте происшествия, и в незаконном хранении оружия. Дело направили в городской суд.

Скрытный обвиняемый и подарок для понятого

Для авторитета Кришьяна в зале горсуда подготовили комфортные условия, чтобы ничто не отвлекало и не возмущало его. Корреспондента «Росбалта», пришедшего на заседание, даже попросили сесть за колонну, чтобы не попадаться на глаза обвиняемому и не раздражать его почем зря.

«У нас просто подсудимый Кришьян раздражается на прессу. Не на вас лично, а на всю», — развела руками судья Анна Беличева.

Что ж, мы не обидчивые, да и лицо Кришьяна уже видели неоднократно. В том числе в Ленинском суде. Впрочем, корреспондент агентства вынужден признаться — пару раз за колонной подсудимого все же было видно. Его волосы были зачесаны назад, а в клетке он сидел, скрестив руки на коленях.

В зал пригласили свидетеля Андрея Никифорова. Он был понятым при памятном обыске в марте 2011 года. Том самом, во время которого Кришьян якобы выкинул пакеты с «Береттой», патронами и документами.

«Знаком ли вам подсудимый? Михаил Владимирович, поднимите на нас свой взор», — начала допрос судья.

«Ну так, вроде бы он участвовал в следственных действиях», — ответил свидетель.

По его словам, в марте 2011 года он мирно шел на работу, как внезапно его остановил сотрудник милиции и попросил поучаствовать в следственных действиях в качестве понятого.

«На Шпалерной есть такой элитный жилой комплекс. Мы поднялись то ли на третий, то ли на четвертый этаж. Милиция принялась стучать в железную дверь, кричали: „Откройте, милиция!“ Но никто не открывал. В итоге было принято решение проникнуть в квартиру путем спиливания двери. Достали болгарку и так оказались внутри. Я, честно говоря, первый раз был в таком элитном жилье», — признался свидетель.

В ходе самого обыска, по его словам, опера нашли несколько миллионов рублей пятитысячными купюрами, но более ничего криминального. Пока один из них не подошел к окну на кухне и не выглянул во двор. А там на крыше одноэтажного строения лежали два пакета. Внутри и нашли оружие.

«Скажите, после проведения обыска вы были втянуты в подковерные игры сотрудников МВД и писали ли заявление по поводу угроз, поступающих вам?» — неожиданно спросил Кришьян.

«Подождите, пожалуйста, не отвечайте на этот вопрос», — опешила судья, попросив защиту обвиняемого его переформулировать.

«Скажите, писали ли вы жалобу на имя прокурора жалобу на действия сотрудников правоохранительных органов?» — уточнил адвокат Кришьяна Андрей Березун.

«Да, вообще писал. Это было давно. Действительно была подковерная игра, в которую я оказался втянут. Как я предполагаю, сотрудники одного отдела что-то не поделили с сотрудниками другого отдела. И я оказался не в то время, не в том месте. Мне не понравилось, как со мной общались, чего от меня хотели. А хотели, чтобы я сказал, что у подсудимого чуть ли не из карманов вытащили ствол», — выпалил свидетель.

«Подождите, это вы к примеру говорите?» — удивилась судья.

«Да, к примеру. Сути я не помню, но это касалось подсудимого — это точно».

«Тогда давайте так — откуда у вас начались проблемы, недопонимания?»

«Мне позвонили, пригласили прийти в Главк на Суворовский проспект и попросили приехать и пообщаться на тему того, что я участвовал в обыске. Я приехал, меня провели к начальнику или старшему сотруднику. Суть беседы сложилась так, что, возможно, на меня будет оказываться давление со стороны подсудимого с целью изменения показаний и что вопрос будет касаться пистолета из пакетов».

«И что вам не понравилось?»

«Мне не понравилось то, как это преподносилось. На тот момент я был условно осужден и мне недвусмысленно дали понять, что если ты пойдешь на этот шаг, то мы тоже пойдем, и условный срок может стать реальным».

Никифоров признал, что ему было чего опасаться. Ранее он работал оперуполномоченным в РУВД Приморского района, но впоследствии был осужден по статье «Превышение должностных полномочий» (286 УК РФ). Поэтому мужчина стал писать жалобы в различные инстанции, вплоть до президента России.

«Но мне никто не звонил и денег не предлагал», — уверенно заявил свидетель.

В материалах уголовного дела показания Никифорова более интересны. Их решили огласить в зале суда.

«Когда я собирался покинуть здание ГУ МВД после проведения следственных действий с моим участием, меня догнал неизвестный мне сотрудник, пожал мне руку и сказал: „Спасибо за помощь и за потраченное время“. Когда он отпустил руку, я увидел у себя две тысячи рублей. Данный поступок я расценил как благодарность за потраченное время. Я не рассматривал данное действие как взятку. Опознать этого сотрудника я, скорее всего, не смогу, потому что у него была ничем не запоминающаяся внешность», — зачитала судья материалы дела.

В зале повисла пауза. Казалось, что эту тишину можно резать ножом. Молчание, наконец, прервал прокурор.

«Так я не понял — вы две тысячи получали или нет?»

«Ну значит получал».

Гособвинитель округлил глаза.

«А от кого?»

«Не помню»

«Так, а за что? Просто ну очень странная сумма — две тысячи рублей», — продолжал удивляться прокурор.

Ответом были тишина. Свидетель елозил указательным пальцем по трибуне.

«Ладно, вопросов нет», — развел руками прокурор.

Адвокат Андрей Березун после заседания сказал «Росбалту», что сторона защиты будет просить признать показания данного свидетеля недопустимым доказательством.

Знают ли в петербургском ГУ МВД, что их сотрудники «платят» понятым за их работу — остается загадкой. Имя щедрого полицейского — тоже.

Илья Давлятчин