Posted 16 марта 2017,, 12:48

Published 16 марта 2017,, 12:48

Modified 31 января, 14:24

Updated 31 января, 14:24

Голландцы показали, что популистов можно побеждать

16 марта 2017, 12:48
Выборы в Нидерландах завершились победой правоцентристов, при этом партия Герта Вильдерса в правительство не попадет.

Подведение итогов выборов в голландский парламент несколько затянулось в связи с тем, что ранее власти приняли решение проводить подсчет голосов исключительно вручную и отказаться от сложных современных технологий. Это было сделано в связи с потенциальной угрозой внешнего (например, российского) вмешательства в избирательный процесс, о котором много говорили после победы Дональда Трампа на президентских выборах в США.

И вот, по итогам ручного подсчета голосов, «голландский Трамп» Герт Вильдерс и его соратники из «Партии свободы», то есть местные национал-популисты, заняли второе место. На первом осталась «Народная партия за свободу и демократию» действующего премьера Марка Рютте.

Всего за пару недель до выборов соцопросы свидетельствовали о значительных колебаниях общественного мнения в Нидерландах. У Вильдерса и его «Партии свободы», как казалось, были все шансы на первое место, ей сулили больше 35 мандатов (из 150). А значит, и кресло премьер-министра (если бы национал-популистам удалось договориться о создании коалиции с другими «правыми» партиями).

Однако «Партии свободы» достается не более 20 мандатов (скорее даже 19 — по итогам подсчета 95% голосов). Столько же (19 мест) получают еще две либеральные политические силы — «Христианско-демократический союз» и «Демократы-66». Они-то и войдут, скорее всего, в правящую коалицию вместе с партией премьера Марка Рютте, у которой будет 33 мандата.

Впрочем, Герту Вильдерсу расстраиваться не стоит, его партия получила больше мандатов, чем на прошлых выборах, в отличие от еще недавно одной из крупнейших голландских политических сил — «Партии труда». Она потеряла сразу 29 мест в парламенте, где у нее теперь всего девять депутатов.

Что же помогло Марку Рютте переломить ход предвыборной компании и победить? Многие эксперты считают, что начавшийся буквально за неделю до голосования дипломатический скандал с Турцией. Голландские власти, напомним, отказали двум турецким министрам в праве агитировать сограждан, проживающих в Нидерландах, с целью склонить их проголосовать на предстоящем 16 апреля референдуме за новую редакцию конституции, превращающую Турцию в президентскую республику (подробнее об этом читайте здесь).

Громкий межгосударственный скандал с фактической высылкой из Анкары голландского посла и обещаниями ввести санкции, ожидаемо сыграл на руку правительству Рютте. Значительная часть голландцев, поддерживавших национал-популистов из-за того, что действующие власти слишком мягко ведут миграционную политику, переметнулись на сторону партий, входящих в правящую коалицию.

Еще вечером в день выборов, когда первые опросы на выходе с избирательных участков показали уверенную победу «Народной партии за свободу и демократию», Марк Рютте поблагодарил избирателей за то, что они «сказали нет популизму дурного сорта» и вновь выбрали «ответственную политику», которую проводит его правительство.

В последнее время принято обязательно рассуждать о том, насколько то или иное политическое событие выгодно России, как оно отразится на ее отношениях с ЕС, а также на положении Украины. Так вот, выборы в Голландии — это тот редкий случай, когда можно сказать, что произошедшее никак не отразится и не могло отразиться на российско-голландских отношениях. В отличие от Марин Ле Пен и ее партии «Национальный фронт» во Франции и тем более от праворадикалов из «Альтернативы для Германии», Герт Вильдерс никогда не считался «пророссийским» политиком и его победа ничего всерьез не изменила бы в российско-голландских отношениях. Разве что, Нидерланды начали бы жестче требовать наказать виновных в том, что над Донбассом был сбит малазийский «Боинг» МН17, летевший из Амстердама, на борту которого было 192 голландских гражданина, включая одного члена верхней палаты парламента этой страны.

А вот с Украиной ситуация немного иная. Для нее поражение Герта Вильдерса — это удача. Его победа означала бы, что власти Нидерландов могут попытаться пересмотреть вопрос о ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, в связи с тем, что в 2016 году на консультативном референдуме большинство населения высказалось против этого решения. Сохранение нынешнего правительства гарантирует Украине статус-кво, то есть продолжение действия соглашения, которое, несмотря на итоги референдума, было повторно ратифицировано парламентом и подписано нидерландским королем.

Впрочем, итоги голландских выборов явно гораздо важнее для ЕС в целом, нежели для России или Украины. Многие «системные» европейские политики, впавшие в депрессию после избрания президентом США Дональда Трампа, увидели, что популистов, оказывается, можно побеждать на выборах. Для Германии, Чехии и Болгарии, которых ждут в этом году парламентские выборы, а Францию — еще и президентские, это серьезный политический сигнал. Можно уверенно прогнозировать, что европейские политики, павшие духом в конце прошлого года, после поражения Вильдерса наверняка воспрянут.

Иван Преображенский