Posted 15 марта 2018,, 15:19

Published 15 марта 2018,, 15:19

Modified 31 января, 18:47

Updated 31 января, 18:47

Санкции с симметрией и без

15 марта 2018, 15:19
Похоже, Совбез ООН окончательно перестал быть площадкой, где мировые державы могут решать свои споры. Против России создается коалиция США, Британии, Франции и Германии.

Президент Владимир Путин лично выберет вариант ответных мер против Великобритании, который будет лучше всего отвечать интересам РФ, сообщил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Уже известно, что одной из таких мер будет высылка 23 британских дипломатов — ровно столько же сотрудников российского посольства должны в недельный срок покинуть Британские острова. Решение ответить симметрично уже подтвердил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Скандал начался 4 марта, когда бывшего полковника ГРУ (а также бывшего британского агента) Сергея Скрипаля и его дочь Юлию обнаружили в бессознательном состоянии в торговом центре в британском городе Солсбери. Их перевезли в больницу, где они и сейчас находятся в критическом состоянии. Позднее выяснилось, что признаки отравления есть у полицейских, которые их нашли, врачей, которые их первыми приняли и некоторых случайных прохожих.

Британская пресса и ряд парламентариев сразу предположили, что за этим покушением стоят российские спецслужбы, а уже 12 марта премьер-министр Тереза Мэй обвинила Россию в причастности к отравлению. По словам главы британского правительства, отравленные пострадали от боевого нервно-паралитического вещества класса «Новичок», разработанного еще в СССР и, предположительно, имеющегося в арсенале России. После этого Лондон выдвинул Москве ультиматум, потребовав от нее публичных объяснений, но, как заявил представитель Великобритании на заседании Совбеза ООН, удовлетворительного ответа так и не поступило. Тогда Тереза Мэй объявила о высылке дипломатов и принятии неких других мер «непубличного характера».

Ровно такая же таинственность и вокруг ответных мер, которые должен выбрать из имеющегося арсенала Владимир Путин. О них, судя по всему, будет объявлено позднее. Когда именно, Дмитрий Песков не сказал. Скорее всего, после того, как Великобритания перейдет от слов к делу и продемонстрирует, готовы ли ее власти на что-то более серьезное, чем простая дипломатическая война.

Секрет в том, что в реальности у России еще меньше инструментов для давления на оппонента, чем у Великобритании. Штатные пропагандисты распространяют анекдоты о том, проснется ли премьер Тереза Мэй, цитируют, как российский представитель в ООН Василий Небензя или представитель МИД России Мария Захарова, советский фильм о Шерлоке Холмсе, или шутят насчет запрета в Великобритании таблицы Менделеева. Тем самым российские власти только лишний раз подчеркивают свою провинциальность или недостаток образования. Иначе бы отечественные медийщики и чиновники знали, что периодическая таблица химических элементов не называется в мире «таблицей Менделеева», а советский сериал о Шерлоке Холмсе, вопреки расхожей легенде о признании Василия Ливанова лучшем исполнителем этой роли, малоизвестен в Великобритании, да и весьма сильно отличается от книги, так что намеки пропагандистов понимают только их собственные начальники.

Впрочем, это может быть такой самотренинг, поскольку никаких других рычагов давления на Великобританию, кроме военных, у России нет. Достаточно посмотреть заседание Совета Безопасности ООН, на котором обсуждался «инцидент с использованием химического вещества в Солсбери», чтобы в этом убедиться. Британцы хотя бы могут демонстрировать, что большинство влиятельных стран мира на их стороне и «заворачивать» российские проекты резолюций по скандальному отравлению. На их стороне также тот факт, что многие российские миллиардеры являются налоговыми резидентами Великобритании или хранят там свои капиталы, а акции большинства российских крупных компаний торгуются именно на Лондонской бирже.

России же, кроме туманных угроз в адрес европейских политиков, и предъявить нечего. Причем на фоне отрицания причастности россиян к отравлению Скрипаля эти намеки также выглядят весьма странно. Все двусторонние российско-британские отношения, разрывом которых можно было бы пугать, были порваны задолго до покушения в Солсбери. Так что, скорее всего, страдать придется бизнесменам, чьи капиталы хранятся в Великобритании и журналистам британских СМИ в России, которым демонстративно запретят работать.

Всерьез же будущее этого конфликта будет зависеть не от британцев и даже не от россиян, а от американцев и других союзников Лондона. То есть, события будут развиваться в полном, так сказать, соответствии с миром российской геополитической конспирологии. Потому что без поддержки партнеров Великобритания не решится ни на какие резкие действия, да и осуществить их в одиночку просто не сможет. И шанс на такую поддержку у британцев, надо заметить, есть.

Вечером в четверг американцы, которые в Совбезе ООН ранее прямо поддержали британскую позицию, объявили о введении новых санкций против России. А прямо перед этим лидеры Великобритании, Германии, США и Франции выступили с совместным заявлением, в котором осудили действия России, фактически признав ее виновной в отравлении Скрипаля. Они прямо указали на то, что Москва злоупотребляет своим статусом постоянного члена Совбеза ООН и правом вето, явно намекая на возможность пересмотра этого статуса, доставшегося России в наследство от СССР.

Впрочем, никаких других действий они пока не предприняли. Так что, скорее всего, дальнейшие события зависят от ответа Кремля и реакции главного британского союзника — США. А точнее, от решения президента Дональда Трампа, чье поведение не берутся последнее время прогнозировать даже его ближайшие советники.

Иван Преображенский