Posted 18 ноября 2019,, 14:22

Published 18 ноября 2019,, 14:22

Modified 1 февраля, 00:17

Updated 1 февраля, 00:17

Технократы одолели «силовиков» в битве за Рунет

18 ноября 2019, 14:22
Иван Преображенский
«Яндекс» придумал схему, призванную устроить всех: и иностранных инвесторов, и саму компанию, и, конечно, тянущее к ней руки государство.

Крупнейший российский интернет-холдинг придумал изящную схему, которая передаст государству столь желанный им контроль, но при этом успокоит инвесторов. Делается это для того, чтобы выйти из-под действия законопроекта, который был разработан, если верить официальной информации, депутатом Госдумы Антоном Горелкиным. Суть идеи проста — ограничить 20 процентами право иностранцев владеть российскими «существенными информационными ресурсами».

Как бы сам Горелкин ни утверждал обратное, под действие закона должны были попасть крупнейшие интернет-холдинги, в первую очередь, «Яндекс» — так считает большинство экспертов. Но не только они: иностранные и российские инвесторы в сентябре, когда про закон только стало известно, оценили эту новость как крайне негативную и акции российских высокотехнологичных компаний просто обвалились. «Яндекс», например, подешевел тогда сразу на 15 процентов.

Надо заметить, что многие связанные с отраслью и разбирающиеся в ней правительственные чиновники высказывались тогда категорически против принятия «закона Горелкина». Однако их хор постепенно замолк, и пошли слухи, что документ писал, как это часто бывает в России, вовсе не конкретный депутат, а пул экспертов из спецслужб и кремлевской администрации. Так что не удивительно, что администрация президента так жестко настаивает на принятии данного закона, а строптивых чиновников из правительства обзванивают, вызывают на встречи и совещания и всячески уламывают поддержать огосударствление ведущей отечественной интернет-компании.

Уже в октябре в дискуссию вступил Российский союз промышленников и предпринимателей. Верноподданически отмечая, что они понимают важность контроля государства над интернетом, там все же предложили в закон поправки, которые должны были защитить зарубежные инвестиции в российскую высокотехнологичную сферу.

Идея состояла в том, чтобы установить контроль только над теми акциями, которые дают реальный контроль над компанией. Это так называемые акции класса Б, каждая из которых «весит» 10 голосов (есть еще акции класса А «весом» в один голос, на которые зато выплачивается львиная доля дивидендов).

В случае принятия предложений РСПП, суть закона осталась бы прежней. Но из-под его действия были бы выведены как раз те самые крупнейшие интернет-холдинги, ради которых он и создавался. «Наверху» эту идею «промышленников и предпринимателей», а точнее, крупнейших российских лоббистов, по-видимому, не одобрили. По крайней мере, никакой серьезной реакции на нее не последовало.

И вот теперь «Яндекс» сам предложил схему своего «огосударствления», которая защитит финансовые интересы его нынешних менеджеров и владельцев, не отпугнет (по крайней мере, в теории) зарубежных инвесторов, и удовлетворит амбиции государства.

Речь идет о создании некоего «Фонда общественных интересов», который получит в управление «золотую акцию» «Яндекса», ныне принадлежащую Сбербанку, а также сможет назначать двух директоров в совет интернет-холдинга, давать этому совету указания и даже временно отстранять гендиректора. Сооснователь компании Аркадий Волож также обязуется в течение двух лет не продавать никому свой пакет (95%) акций класса Б.

Схема, надо сказать, достаточно запутанная и, как отмечает сама кампания в своем разъяснении для сотрудников, может создаться ощущение, что государство резко усилило свое влияние. При этом сам Волож уверяет, что такой маневр должен устроить всех: и саму компанию, и иностранных инвесторов, чьи капиталы позволяют «Яндексу» интенсивно развивать технологии, и, конечно, государство, которое хочет проследить, чтобы этот интернет-холдинг не сотрудничал слишком тесно с зарубежными правительствами, а равно и не попал под контроль иностранцев.

В реальности, впрочем, российские власти явно интересуют и возможности «Яндекса» по контролю над самими россиянами. Впрочем, пока Кремль делает вид, что вообще не в курсе последних идей руководства «Яндекса». Мол, это исключительно корпоративная история, а с администрацией президента эта «реформа» никак не согласовывалась.

Однако по реакции так называемых «технократов» или «системных либералов» как их необоснованно почему-то иногда называют, видно, что этот план уже практически со всеми согласован и запускается в работу. Скажем, Сбербанк, которым руководит Герман Греф, уже во вторник, 19 ноября, намерен рассмотреть и, скорее всего, одобрить просьбу «Яндекса» о передаче «золотой акции» новому фонду.

Похоже, что на этот раз технократы в России переиграли условных «силовиков», которые своими неуклюжими и резкими действиями отпугивают иностранных инвесторов. Схему упрочения контроля государства над «Яндексом» решили изменить на более сложную. Хотя суть, похоже, остается прежней и администрации президента получит теперь не дубинку в виде закона, которой можно постукивать интернет-холдингу по голове, а банальный управленческий контроль над ним.

При этом, кстати, пока никто не обещает, что власти теперь навсегда отменят «закон Горелкина», хотя автор уже оперативно отозвал его «для доработки». Его вполне могут принять — если не сейчас, так через пару лет. Слишком много контроля над интернетом, по мнению Кремля, не бывает.

Иван Преображенский