Posted 1 июля 2011,, 05:49

Published 1 июля 2011,, 05:49

Modified 1 апреля, 06:53

Updated 1 апреля, 06:53

"Газпром" застрял в прошлом

1 июля 2011, 05:49
Глава "Газпрома" Алексей Миллер на годовом собрании акционеров с оптимизмом говорил о росте экспорта топлива. Между тем, монополия стремительно теряет рынки, а ее доля в мировом производстве газа сокращается.

В Москве вчера прошли сразу два собрания акционеров крупнейшей российской компании – ОАО "Газпром". На втором, внеочередном, был избран новый совет директоров концерна, куда уже, в соответствии с поручением президента, не вошли министр энергетики Сергей Шматко и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. А председателем совета вновь стал первый вице-премьер РФ Виктор Зубков.

Кроме того, в ходе годового собрания акционеров глава концерна Алексей Миллер отчитался об итогах деятельности компании. Он отметил, что в I квартале поставки топлива за пределы России выросли на четверть, а доля "Газпрома" в общей мировой добыче составляет 15%. Эти цифры, может быть, и впечатлили бы, но их есть с чем сравнивать. Эксперт в сфере газового бизнеса, генеральный директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин напоминает, что, согласно справочнику "Газпром в цифрах 2000-2004 гг.", на 1 января 2004 года доля российской монополии в глобальном производстве топлива составляла 20,1%. "Доля "Газпрома" стабильно падала с тех пор, как Алексея Борисовича поставили руководить газовой монополией", - откликнулся на заявление Миллера аналитик в своем блоге.

Не особо радует и рост экспорта - как сказал Миллер, в I квартале внешние поставки выросли на 26%, или на 26,6 млрд кубометров. Однако этот показатель мог быть гораздо выше, и вот почему.

Россия много лет ведет переговоры с Китаем - самая быстрорастущая в мире экономика остро нуждается в новых энергоресурсах. Рамочные соглашения были заключены еще 2 года назад, но стороны никак не могут договориться о цене. По мнению экспертов, Москва ведет себя так, будто является единственным возможным поставщиком газа для Пекина. А ведь гигантские запасы газа есть в Средней Азии и в регионе Персидского залива, да и африканские страны могут что-то предложить быстро развивающимся китайцам. Если бы "Газпром" договорился с Китаем, то его экспорт мог бы вырасти сразу более чем на 50% – потому что речь шла о поставках до 70 млрд кубометров газа в течение 30 лет. Это сделало бы Пекин крупнейшим покупателем российских углеводородов. "Переговоры "Газпрома" с Китаем снова напомнили мне старый анекдот. Рынок, все торгуют яблоками по 20 руб./кг, а один мужик предлагает точно такие же, но по 100 руб./кг. На вопросы "почему???" отвечает: "Деньги очень нужны", - иронизирует Михаил Корчемкин. Примерно так все и было: китайцы соглашались платить не больше $250 за тысячу кубометров, а "Газпром" хотел минимум $350.

Миллер утверждает, что "идет интенсивная работа по заключению новых долгосрочных контрактов - это Индия, Корея, Китай". Но пока концерн безуспешно тестирует покупателей на новых рынках, он может начать уступать конкурентам свои традиционные регионы. Например, Украина, почти полностью зависимая от российского газа, в будущем вполне способна сбросить с себя это ярмо - что немедленно отразится на финансовых результатах российского энергетического концерна, на котировках его акций и на общей его инвестиционной привлекательности. Руководитель украинского отделения TNK-BP уже делился своими прогнозами относительно того, что в 2023 году Украина сможет добыть 35 млрд кубометров сланцевого газа. Это сверх добычи обычного газа, которая в 2010 году составила 20,5 млрд кубометров. "Если у Украины получится со сланцевым газом, то "Газпром" потеряет один из своих самых больших и прибыльных рынков. Кроме того, снизится загрузка российских газопроводов, и затраты на доставку газа ко входам в Северный и Южный потоки (самые амбиционные и дорогостоящие проекты "Газпрома" - "Росбалт") вырастут", - пишет Корчемкин.

Сланцевый газ вообще становится "троянским конем", который способен разрушить планы крупнейшей в мире газовой компании. Миллер заявил акционерам, что в текущем году "Газпром" экспортирует в Европу и Турцию от 155 до 158 млрд кубометров газа и поставит новый рекорд валютной выручки. По его оценке, спрос на газ из России есть в Чехии, Польше, Сербии, Франции и Германии. Но надежды топ-менеджмента газового концерна могут не оправдаться. Вот свежая новость: литовская Klaipedos Nafta и американская Cheniere Energy подписали меморандум о взаимопонимании – компания из США будет сжижать свой сланцевый газ и отправлять на регазификационный терминал в Литву. При этом бывшей советской республике топливо обойдется на четверть дешевле российского природного газа. Кстати, по оценке Международного энергетического агентства, технически извлекаемые запасы сланцевого газа на территории бывшей Советской Прибалтики составляют примерно 650 млрд кубометров. Из них 83% - в Калининградской области, а остальное - в Литве. "Газпром" этими залежами, вроде бы, не интересуется…

Из-за сланцевого газа Россия уже перестала быть крупнейшим в мире производителем "голубого топлива". США, по расчетам BP, в прошлом году добыли 611 млрд кубометров, а Россия – 588,9 млрд кубометров. Правда, в России оперируют немного другими цифрами: российская официальная статистика не учитывает газ, сожженный в факелах, закаченный обратно в пласт, технологические потери, а также топливо, потребленное для собственных нужд производителей. Среди мировых аналитиков и специалистов в области энергетики статистика ВР считает более объективной. Согласно этим подсчетам, производство газа в США растет пятый год подряд за счет сланцев. В России же в 2009 году был спад на 12%,а в 2010 году – подъем 11,6%, то есть фактического роста почти не произошло.

При этом добыча сланцевого газа в США растет бурными темпами. В 2006 году она составляла лишь несколько процентов, но уже в прошлом году 23% добычи в США приходилось на сланцевые залежи. По прогнозам, в ближайшие 25 лет добыча может удвоиться. Это означает полное изменение всей "газовой" картины мира. Ведь если еще недавно США были крупным импортером газа (и "Газпром" делал на это ставку, планируя экспортировать в Северную Америку сжиженный газ и даже купить регазификационные терминалы на Восточном побережье), то теперь они превращаются в импортера. А газ, которые американские потребители ввозили из-за рубежа, попадет на рынки Европы и Азии. Где, соответственно, серьезнейшим образом обострится конкуренция, и цены, скорее всего, упадут.

Кстати, добыча сланцевого газа в КНР тоже растет и к 2015 году может достигнуть 50 млрд кубометров в год. То есть почти того объема, который "Газпром" мечтает продавать в Китай. В итоге дорогой российский газ китайцам может и не понадобиться… Извлекаемые запасы сланцевого газа в Китае составляют, по оценкам Международного энергетического агентства, 36 млн кубометров. Это почти 10 Штокмановских месторождений, только расходы на добычу – значительно ниже, чем бурение на арктическом шельфе. Стоит Китаю "распаковать" хотя бы незначительную часть этих запасов, и он превратится из импортера в экспортера.

Но "Газпром" пока предпочитает не замечать проблемы, утверждая, что сокращения поставок в Европу из-за возросшей конкуренции не будет – наоборот, будут новые многомиллиардные газопроводы (беспощадно критикуемые аналитиками Северный и Южный потоки), новые рынки и новые клиенты. Из-за гигантских расходов на строительство "труб" (значительная часть которых пройдет под водой в Черном и Балтийском морях) зампред правления концерна Андрей Круглов накануне собрания признался, что монополия собирается в полтора раза увеличить свои расходы в 2011 году. Если раньше инвестпрограмма была утверждена в размере 816 млрд рублей, то ее теперь придется наращивать до 1,24 трлн рублей. Таких расходов на "стройку" у "Газпрома" еще не было. В концерне полагают, что в ближайшие годы инвестиции могут быть сохранены на том же уровне. Средства пойдут на новые газопроводы, Штокман и "традиционные" добывающие проекты на Ямале и Сахалине.

Мировой газовый рынок за несколько последних лет сильно изменился, но складывается ощущение, что российская монополии в этом процессе участвовать не намерена.

Андрей Михайлов