В ваш класс придет ребенок с инвалидностью

У нас больше нет понятия «необучаемый», но это не избавляет от конфликтов в школах, а также от неумения учителей работать с «особенными детьми», считает психолог Анна Кибрик.


Нужно менять саму систему педагогического образования, чтобы инклюзия стала возможной. © Фото из личного архива А. Кибрик
Нужно менять саму систему педагогического образования, чтобы инклюзия стала возможной.

По данным ВЦИОМ, больше половины россиян никогда не слышали такого термина как «инклюзивное образование». Исследования «Дети Mail.ru» и «Добро Mail.ru», участие в которых приняли больше 37 тысяч пользователей, показали, что лишь половина из них относятся к инклюзии в образовании нейтрально. Оставшиеся почти поровну поделились на два противоборствующих лагеря. Первые считают, что инклюзия нужна и полезна, она научит детей толерантности. Вторые выступают против подобной практики, поскольку считают, что российская система образования не готова к таким вызовам, учителя не умеют работать с особыми детьми, а их появление в классе негативно скажется на качестве образования для остальных.

С какими трудностями могут столкнуться все участники образовательного процесса, когда в класс приходит ребенок с инвалидностью, и как их можно решить, рассказала «Росбалту» нейропсихолог, эксперт Центра лечебной педагогики Анна Кибрик. Полную версию разговора смотрите на Youtube-канале «Росбалта».

— Кому сегодня де-юре доступна инклюзия? Все ли дети с особенностями могут ходить в обычные детские сады и школы?

— По закону любой ребенок имеет право на образование по выбранной его родителем или законным представителем модели. Если говорить конкретнее, в зависимости от того, какой диагноз у ребенка и какие рекомендации дает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), семье могут быть предложены разные варианты. Эти варианты зависят от того, какие у ребенка есть физические или ментальные нарушения. Например, для ребенка с сохранным интеллектом, который передвигается на инвалидной коляске, и ребенка с аутизмом, это будут совершенно разные варианты инклюзии, разные варианты учебных программ и образовательных маршрутов.

— То есть: сегодня дети и с физическими ограничениями, и с ментальными одинаково имеют право на инклюзивное образование, а вот в каком виде — зависит от того, что говорят специалисты?

— Верно. Но здесь важно не смешивать формальную сторону вопроса и содержательную. Если говорить формально, любой ребенок с особенностями имеет право на инклюзию. Любой родитель имеет право отстаивать инклюзию, и, если ему будет в этом отказано, может жаловаться в вышестоящие образовательные инстанции, а если не помогает и это, подавать жалобы в прокуратуру. Такие случаи есть, и их немало.

Если говорить про содержательную сторону, здесь важно рассматривать каждую конкретную ситуацию отдельно: где живет ребенок — в большом городе или в сельской местности, какие условия может ему предложить ближайшая к дому школа, каковы особенности этого ребенка и что будет соответствовать его интересам. На все это могут быть очень разные ответы. А кроме того, к сожалению, очень часто представления специалистов и семьи кардинально отличаются.

Отдельно у нас есть проблема с детьми, проживающими в интернатах. Я упоминаю об этом, потому что эти дети имеют такое же право на образование, которое раньше систематически нарушалось. За последние годы ситуация изменилась к лучшему, но важно понимать, что проблема все еще существует.

— Если мнения родителей и специалистов отличаются, кто в этом случае прав?

— На этот счет есть разные позиции. Первая, в которой мы считаем родителей главными экспертами по их ребенку, подразумевает, что последнее слово за ними, и их решение основное. Понятно, что у такой позиции очень много плюсов: родители больше времени проводят с ребенком и лучше знают его особенности, возможности и потребности.

Но есть и другая позиция, которая в большей степени свойственна нашей стране и сопряжена с большим количеством унижений, которые испытывают родители особых детей. Она предполагает, что специалисты, которые в первый раз видят ребенка на заседании психолого-медико-педагогической комиссии вправе навязывать семье представление о том, где и как должен учиться их ребенок. Конечно, за последние годы роль ПМПК сильно изменилась. Сейчас специалисты могут дать рекомендации по выбору образовательного учреждения и образовательной модели, но их мнение уже не является истиной в последней инстанции, и родитель может его оспорить. У комиссии уже нет такой власти, как раньше. Кроме того, я знаю, что в ряде городов, не таких больших, как Москва и Петербург, эти комиссии работают хорошо, действительно помогают и семьям, и школам.

В любом случае — у каждой семьи свой путь в поисках детского сада и школы. И, к сожалению, до сих пор в России этот путь очень и очень болезненный. В нашей стране за образование для особого ребенка все еще надо бороться.

— Когда мы говорим об инклюзии, важно понимать, что это могут быть очень разные дети: кто-то в инвалидном кресле, кто-то с тростью и собакой-поводырем, кто-то не может сосредоточиться на уроке или усидеть 45 минут на одном месте. Умеют ли наши учителя с ними работать?

— Я считаю, что пока не изменится кардинальным образом ситуация с обучением будущих учителей в педагогических вузах, ситуация с инклюзией тоже не может измениться в лучшую сторону. В большинстве случаев инклюзия навязывается учителю, который совсем не умеет работать в таких условиях. Как правило, все устроено таким образом: спускается распоряжение от директора организовать инклюзию, учитель вынужден ему следовать. При этом, он совсем ничего не знает о том, как организовать образовательный процесс с учетом наличия в классе ребенка с особенностями, потому что его этому не учили. И он не может выступать медиатором в общении с родителями других детей, которые могут протестовать против того, чтобы в их класс пришел ребенок с особенностями. И их можно понять, потому что они считают, что интересы их детей будут ущемляться, если в классе появится ребенок, который кричит, дерется, бегает или просто требует от учителя много внимания. Такие ситуации обычно вызывают много вопросов у непосвященных людей. Неподготовленный учитель может просто не знать, как на них ответить, потому что он сам зачастую пребывает в растерянности и шоке. Насколько я понимаю, системных изменений в педагогическом образовании пока нет.

— Сможет ли учитель потянуть сразу несколько детей с особенностями в одном классе?

— Образовательные программы для детей с ОВЗ дифференцированы в зависимости от типа и тяжести нарушений. Надо сказать, что эти программы составлены достаточно разумно — под разные особенности разных детей. Например, для детей с аутизмом прописана важность и значимость инклюзии, но условия зависят от уровня и степени нарушений. В зависимости от того, сохранных ли у ребенка интеллект, есть ли выраженные поведенческие особенности, ребенка лучше будет отправить в большой класс или в маленький ресурсный класс с более частыми переменами, возможностью сенсорной разгрузки.

Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, как правило, инклюзия не предполагается в силу выраженных интеллектуальных и сопутствующих нарушений. Для них обычно организуют специальные классы, в которых они занимаются по адаптированным общеобразовательным программам.

— Получается, образовательные программы для детей с разными нарушениями есть, и когда в класс приходит ребенок с аутизмом или с ДЦП, учитель может открыть рекомендации и почитать, что нужно делать?

— Вся документация, связанная с обучением детей с разными нарушениями, находится в открытом доступе, ее может найти любой желающий. Все адаптивные образовательные программы, все стандарты, которые касаются обучения детей с нарушениями развития, доступны. Я полагаю, учителю не сложно найти их и понять, как рекомендуется учить того или иного ребенка. Тем более, что ребенок идет в школу с заключением и рекомендациями ПМПК, где все это тоже прописано. Меня беспокоит скорее не формальный аспект, а содержательный. Если учитель никогда не слушал теоретических курсов, связанных с инклюзивным образованием, если не сталкивался с особыми детьми в своей практике, эти бумаги ему мало чем помогут. Он не умеет, не обучен тому, как действовать в сложной ситуации. Это, поверьте мне, тяжело, даже если представить себе ребенка с сохранным интеллектом, который может осваивать общеобразовательную программу, у которого, например, есть выраженные двигательные особенности: например, он может читать с той же скоростью, что и класс, и участвовать в обсуждении, но не может писать. А другие дети и их родители задают учителю вопросы, на которые он должен уметь отвечать. Если он не компетентен в этом, если с ним про это не говорили в вузе, он оказывается в очень сложной ситуации. У меня к учителям здесь очень много сочувствия. Нужно менять саму систему педагогического образования, чтобы инклюзия стала возможной.

У нас это пока выглядит так, словно сверху спустили некоторые законы, они достаточно разумны, обусловлены необходимостью реализовывать равные права на образование для всех. У нас не существует больше понятия «необучаемый», которые еще 10 лет назад вешали как ярлык на лоб детям с нарушениями развития и их бедным родителям. Но для того, чтобы реализовать этот закон на практике, нужно огромное количество системных усилий в образовании. Вот эта часть у нас, кажется, пропущена: закон есть, а что делать — не понятно. И это огромная проблема.

— Основное беспокойство родителей связано с тем, что их детям будет сложнее учиться и качество образования упадет, если в классе появится ребенок с особыми потребностями, который требует от учителя много внимания. Что может ответить на это учитель или школа?

— У меня есть на этот счет мнение, как у специалиста. Например, ребенка с аутизмом, если у него есть какие-то выраженные поведенческие трудности, я бы скорее не рекомендовала отправлять в общеобразовательный класс, потому что и ему самому там будет очень тяжело, и другим детям, и учителю. Тем более, что люди с аутизмом часто довольно непонятно себя ведут. Это может создавать напряжение. Родители таких детей и так часто сталкиваются с социальным неодобрением, для них общеобразовательная школа может стать еще одним — неподъемным — стрессом.

Если же в класс (по обоюдному согласию родителей, директора школы и учителя) должен прийти ребенок с особенностями, очень важно, чтобы перед 1 сентября состоялась встреча с другими родителями класса. И нужно очень хорошо подумать, должны ли при этом присутствовать родители особого ребенка. С одной стороны, они могут рассказать о своем ребенке, дать необходимую информацию, установить контакт с другими родителями. С другой стороны, они могут столкнуться с открытой агрессией в свой адрес, и, возможно, в этой ситуации лучше, чтобы сначала с остальными родителями поговорили директор и учитель. Мне кажется, если правильно организовать просвещение взрослых, детям будет проще. Они ведь не являются носителями таких стереотипов и страхов, как взрослые. У них возникает естественное любопытство в отношении всего нового и непонятного. Они достаточно легко задают вопросы тому взрослому, который находится рядом — родители, учитель, тьютор. Их беспокоят обычно какие-то простые и понятные вещи, вроде: а как он общается, если он не разговаривает, или как он ходит в туалет на инвалидном кресле. Если они получают ответы на свои вопросы, то, поскольку дети очень гибкие, они довольно легко встраивают это новое знание в свою картину мира. У взрослых все устроено иначе. Они переполнены мифами и стереотипами. До сих пор я слышу истории о том, что родители затравили маму ребенка с синдромом Дауна, потому что всерьез считали, что это заразно для других детей. Просто дичь какая-то. Полнейшее Средневековье. У родителей в головах могут быть мифы и стереотипы, которые остались с советского времени, когда инвалидность считалась чем-то стыдным, что нужно скрывать. У них может быть масса собственных переживаний, с которыми они не знают, что делать. Мне кажется, в этом вопросе нужно просвещение, и школа, по-хорошему, должна становиться его носителем, взять на себя эту миссию.

— Насколько значима позиция общества по отношению к инклюзии? Вот, скажем, в класс приходит ребенок с инвалидностью, но большинство родителей выступают против. Что дальше? Что делать в этой конкретной ситуации и как решать проблему на системном уровне — на уровне правительства, Министерства просвещения?

— Мне кажется, какие-то процессы в обществе не могут происходить по решению сверху. Да, государство навязывает то, что считает правильным. Но пример с вакцинацией показывает, что государство отдельно, а общество — отдельно. И такие процессы, как инклюзия, тоже должны идти снизу.

Очень показательна нашумевшая петербургская история с бабушкой, которая выгнала детей с аутизмом с детской площадки. И, мне кажется, что она очень полезна. Конкретные люди пострадали психологически, и мне жаль. Но такие прецеденты и меняют общественное сознание. Благодаря таким историям начинается общественная дискуссия. Да, у нас, к сожалению, с этикой дискуссий в социальных сетях все плохо, очень много ненависти. Тем не менее, об этом начинают говорить и в сознании людей что-то меняется.

Путь родителей с особыми детьми в нашей стране сейчас — это путь пионеров. Но изменения происходят только так. Только разговаривая, объясняя, показывая своим примером, как правильно или неправильно, можно что-то менять.

Мне вспоминается история о том, как менялась ситуация с правами инвалидов в США. Там инвалиды-колясочники ползли по ступеням Конгресса, чтобы привлечь внимание к отсутствию доступной среды. Это такой немного жутковатый пример. Но отчаянные времена — отчаянные действия. Все равно никто, кроме родителей особых детей, так не заинтересован в том, чтобы проблема решилась.

Что касается конкретной ситуации, здесь нужно разделять юридическую и психологическую сторону вопроса. Если большинство родителей на родительском собрании говорят: «Мы не хотим, чтобы с нашими детьми учился ребенок с ОВЗ», то с юридической точки зрения они ничего сделать не могут. Если они начнут подавать жалобы, я очень сомневаюсь, что эти жалобы будут удовлетворены. В этом смысле родители особого ребенка защищены законом.

Но с психологической точки зрения, мне кажется, можно было бы попытаться наладить отношения с остальными родителями, если на это есть ресурс. Сделать презентацию о своем ребенке, рассказать о том, как он общается, как проявляются его особенности. Хорошая вещь — так называемый «коммуникативный паспорт». Это карточка, которая может быть прикреплена к коляске ребенка или находится под рукой. В ней написано, как его зовут, сколько ему лет, какие у него особенности, как он общается, если не может использовать звучащую речь, как он проявляет разные эмоции. Мне кажется, чем мы будем человечнее по отношению друг к другу, тем сильнее и эффективнее будут изменения.

Мой опыт показывает, что людей с неадекватной агрессивной позицией не бывает большинство. Статистика, которую вы привели, это подтверждает. А с остальными можно налаживать взаимодействие. Это непростой процесс. Но он все равно должен происходить, чтобы что-то изменилось.

Анна Семенец



Читайте также В Петербурге подыскивают жилье молодой матери с ДЦП, работающей курьером

Работа в режиме постоянного роста

«Мама, я хочу домой, я устала от этой жизни»