Posted 28 сентября 2022,, 02:56

Published 28 сентября 2022,, 02:56

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Рост тарифов ЖКХ второй раз за полгода: зачем это нужно?

28 сентября 2022, 02:56
С 1 декабря платежи за коммуналку могут вырасти на 9%. Это стало сюрпризом не только для граждан, но и для экспертов отрасли, считает депутат Госдумы Светлана Разворотнева.

Россиян вновь ждет рост платы за жилищно-коммунальные услуги. В правительстве решили перенести индексацию тарифов ЖКХ с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года. В среднем по стране цифры в платежках поднимут на 9%, пишут «Известия» со ссылкой на Минэконопразвития. Как объяснили в ведомстве, перенос сроков индексации вызван необходимостью обеспечить бесперебойную работу и развитие инфраструктуры ЖКХ.

Последний раз тарифы повышали совсем недавно — очередная индексация прошла 1 июля 2022 года. Тогда в среднем по стране суммы в квитанциях выросли на 3,8%, хотя, в отдельных регионах рост мог быть и больше: Москва — 6%, Московская область — 4,5%, республика Дагестан — 6%. В правительстве подчеркивали, что рост цен будет ниже инфляции. Однако затем, спустя несколько месяцев, почему-то решили поднять тарифы еще раз, пообещав, что в следующие полтора года — до июля 2024 года — индексация проводиться не будет.

Почему чиновники решились на внеочередное повышение, какую инфраструктуру будут развивать на эти деньги и где гарантии, что в следующем году тарифы не поднимут снова — эти вопросы «Росбалт» обсудил с депутатом Госдумы Светланой Разворотневой.

Зачем понадобилось второй раз за год поднимать тарифы ЖКХ, при том, что в этот раз рост будет как минимум вдвое больше, чем в июле?

— У меня нет ответа на этот вопрос. 30 октября 2021 года распоряжением правительства РФ были утверждены коридоры роста коммунальных платежей на 2022 год. Ничего экстраординарного в отрасли, на мой взгляд, за этот год не произошло. Энергоносители у нас, в отличие от Западной Европы, не поднялись в цене. Отопительный период мы начали нормально, количество аварий у нас падает. По данным правительства, инфляция тоже падает. Конечно, у нас много лет говорили о том, что рост тарифов отстает от инфляции. Но, с другой стороны, сейчас приличные деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ), из бюджета пошли на модернизацию коммунальной инфраструктуры, и это должно было наоборот снизить нагрузку на граждан.

Нельзя сказать, что у нас как-то резко кончились деньги в отрасли — или же, что отрасль враз достигла какого-то критического состояния, о котором мы не знали раньше, чтобы вот так надо было повышать тарифы. Ничего этого нет. Мне кажется, такое решение было абсолютно неожиданным не только для граждан, но и для экспертов. Никто не понимает, зачем это было сделано. Тем более, что сейчас такая ситуация — люди не в лучшем положении, перед страной стоят серьезные задачи, которые требуют консолидации общества. В таких условиях это просто выстрел себе в ногу.

— Я правильно понимаю, что решение о внеочередной индексации, озвученное Минэкономразвития, еще не утверждено?

— Сроки индексации тарифов ЖКХ регулируются постановлением правительства РФ. Просто так принять решение о внеочередной индексации на какой-то рабочей группе нельзя. Для этого нужно выпустить новое постановление правительства, и, как следствие, внести какие-то корректировки в проект бюджета. Пока постановления правительства на этот счет я не видела. Минэкономназвития сообщило СМИ, что дополнительную индексацию уже учли в проекте бюджета, но его мы тоже не видели — он еще не поступал в Госдуму. Так что пока ждем документов.

— Какую инфраструктуру хотят ремонтировать и развивать за счет этих денег? Есть ли у вас понимание, что запланировано?

— Все предприятия отрасли находятся в разном положении. Какие-то находятся в плохом, и требуют повышения тарифа. В первую очередь это относится к сфере водоснабжения. Какие-то чувствуют себя неплохо. Например, энергетики, тепловики. Что касается платежей за обращение с отходами, тут тоже есть большой резерв и без повышения тарифа: сейчас по всей стране идут суды, и граждане доказывают, что нормативы не соответствуют действительности, что люди не производят столько мусора и платежи, соответственно, начисляют им незаконно. С тепловиками и энергетиками, конечно, тоже надо смотреть конкретную ситуацию. Одно дело — предприятие в крупном городе, другое — в малом. Но если есть какие-то точечные проблемы по конкретным предприятиям, есть другие способы их решения. Например, инвестиционные надбавки. Но чтобы так «чохом» повышать тарифы — нет такой необходимости.

Сейчас нельзя сказать — кому достанутся эти деньги. Как обычно происходит: сказали повысить тарифы, и все побежали — у кого лоббисты лучше, тому дали больше. И чем более неэффективно работает предприятие, чем выше у него тарифы, тем больше ему дадут от этих 9%. Например, если предприятие сто лет работает на угле и не хочет переходить на газ или имеет избыточные мощности, оно и получать будет больше.

Я еще понимаю, когда повышение тарифов привязывается к реализации каких-то программ. А когда решают просто так поднять их непонятно зачем, тем более, в условиях, когда механизмы по определению тарифов сегодня крайне непрозрачны, мне кажется, это очень странное решение, особенно в нынешних условиях.

— На что этих денег может хватить и как будет существовать отрасль, если до 2024 года индексацию тарифов обещают не проводить?

— Когда принимаются такие непредсказуемые и необъяснимые решения, веры уже никому нет. А где гарантия, что на будущий год тарифы снова не поднимут, а нам не объяснят, что в отрасли опять чего-то не хватает?

Я считаю, что такие решения приведут только к росту неплатежей. Они у нас уже и так растут в последние годы. Долги увеличиваются, механизмы социальной защиты несовершенны. Многие граждане с низкими доходами не могут получить субсидию, например. Давайте сначала как-то наладим эту систему, чтобы она нормально работала, вместо того, чтобы так сразу поднимать тарифы, когда у людей и так непростая жизненная ситуация.

— То есть, вы считаете, что это решение может еще больше увеличить количество должников по ЖКХ?

— Без сомнения. Увеличится количество неплатежей, возрастет социальное напряжение. Я считаю, что минусов от принятия этого решения будет гораздо больше, чем плюсов.

— Предусмотрены ли какие-то дополнительные меры поддержки граждан?

— Сейчас стадию общественного обсуждения проходят поправки в правила предоставления субсидий. Там есть две хороших нормы. Во-первых, период расчета доходов семьи сокращается с полугода до двух месяцев. Это важно, потому что полгода назад семья была в порядке, а потом кто-то потерял работу, и справляться с обязательными платежами стало трудно. Во-вторых, вводится дифференцированная планка для людей с разными доходами. Условно говоря, чем ниже доходы, тем ниже порог, от которого начинается субсидия. Но этот закон еще не принят.

Не выполнено поручение президента о том, чтобы ввести по всей стране единый, не выше 15%, предельный уровень порога на выплату субсидий. Не решен вопрос по субсидии для людей с долгами. У нас из законодательства исчезла даже возможность реструктуризации задолженности, которая давала право на субсидию. Мы сейчас с коллегами-депутатами пытаемся ее вернуть. Я вообще считаю, что людям с долгами надо дать право на какую-то разовую выплату, чтобы эти долги погасить, а дальше получать субсидию и аккуратно платить. Сейчас я собираюсь внести эту норму на обсуждение.

Надо проделать еще довольно большую работу, чтобы по-настоящему хорошо защитить тех людей, которые сейчас оказались в сложной жизненной ситуации. Иначе мы получим социальный взрыв.

Беседовала Анна Семенец