Posted 10 августа 2022, 09:15

Published 10 августа 2022, 09:15

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Откуда у россиян безумные долги по ЖКХ?

10 августа 2022, 09:15
В Росстате сообщают о новом рекорде по задолженности россиян перед ресурсниками и УК. В ситуации разбирались с депутатом Госдумы Светланой Разворотневой.

По сравнению с первым кварталом прошлого года в 2022 году долги россиян перед ресурсоснабжающими и управляющими компаниями выросли на 7,6% или на 56,6 млрд рублей. Как пишут «Известия» со ссылкой на Росстат, всего граждане задолжали за услуги ЖКХ 804,5 млрд рублей. Такие темпы роста задолженности называют рекордными. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в первом квартале 2022 года долги перед ресурсниками выросли на 11%, а перед УК — на 3%, отмечает издание. С чем связан рост неплатежей со стороны граждан, которые, в отличии от юридических лиц, как правило, стараются исправно оплачивать квитанции, рассказала «Росбалту» депутат Госдумы Светлана Разворотнева.

— Сейчас СМИ со ссылкой на данные Росстата пишут, что долги россиян по ЖКУ составляют 804,5 млрд рублей, однако еще недавно в информационном пространстве фигурировала другая цифра — 1,5 трлн рублей. При этом в сообщениях говорится не о сокращении задолженности, а о росте. Как так получилось?

— Дело в том, что из тех 1,5 трлн рублей, которые озвучивал в свое время Минстрой, примерно половину, как минимум, составляли долги юридических лиц — Минстрой давал общую цифру, которая включала задолженность как граждан, так и организаций. Данные Росстата, видимо, касаются задолженности именно физических лиц, которая по сравнению с прошлым годом выросла.

— Чем может быть вызван такой рост?

— Я думаю, что отчасти на рост долгов могло повлиять падение уровня жизни в целом: кто-то потерял работу, у кого-то снизились доходы. Возможно, сказалось влияние закона, который заработал с начала года: долгами по ЖКУ теперь считаются только просуженные задолженности, то есть — подтвержденные судом. Однако, когда этот закон принимали, из законодательного поля выпала старая норма о том, что субсидии могут получить не только при отсутствии долгов, но и при наличии договора с компанией, которая предоставляет услуги, о реструктуризации этой задолженности. Эту норму потеряли, и люди лишились возможности воспользоваться таким инструментом, как рассрочка долга, который одновременно позволял взять субсидию. Конечно, это лишь мои предположения. Четкого ответа на вопрос — почему долги россиян за услуги ЖКХ так выросли — у меня нет. В прошлом году причины были понятны: тогда стали применять пени, которые не выставляли в ковидном 2020 году, и рост долгов на этом фоне был заметный. Но сейчас я разговаривала с коллегами-практиками, которые говорят, что процент собираемости платежей не падает. В связи с чем тогда растет объем задолженности — вопрос открытый.

По логике размер задолженности сейчас, напротив, должен уменьшаться. До этого года людям приходили странные платежки, в которых были какие-то долги, которых у них точно не было. Ко мне лично обращались граждане, у которых хранятся все платежки за 10 лет, они аккуратно платят, получают субсидию, что подтверждает отсутствие задолженности, и вдруг им приходит квитанция, в которой написано, что они за 2003 год должны 63 рубля. И откуда что взялось, никто, естественно, ответить не может. Но, по идее, с 2022 года все это должно было кончится. Поэтому я не понимаю, с чем связан рост задолженности граждан, как это считал Росстат, по какой методике, на каких основывался данных.

Честно говоря, серьезных предпосылок для такого роста долгов я не вижу, за исключением общего падения уровня жизни, связанного с уровнем продуктовой инфляции. Рост цен, который начался еще в прошлом году, повлиял на покупательную способность населения. Условно говоря, между покупкой продуктов и оплатой ЖКХ люди сейчас выбирают покупку продуктов. Но, с другой стороны, люди с низкими доходами все-таки получают субсидии, поэтому, как правило, стараются не иметь долгов. Нужно этот вопрос более внимательно исследовать. Не уверена, что цифры Росстата соответствуют действительности.

— Если сейчас задолженностью считается только то, что подтверждено судом, выходит, что 804,5 млрд рублей — это те долги, по которым суд уже завершился?

— Я не могу сказать, какими данными руководствуется Росстат. Вообще говоря, цифры Росстата не всегда бьются с данными Минстроя, а поскольку система ГИС ЖКХ пока так и не заработала, у нас нет единого источника информации по начисленным и оплаченным платежам. Я думаю, в этих условиях Росстат скорее ориентируется на отчеты ресурсоснабжающих и управляющих компаний, но насколько их данные достоверны, я сказать не могу.

— Получается, варианта два: либо Росстат считает только задолженность, подтвержденную судом, и в таком случае можно говорить о том, что она будет расти, потому что по каким-то долгам суды могут еще идти, либо он ориентируется на данные ресурсников и УК, которые они сами же передали, и насколько они справедливы, сказать сложно?

— Я думаю, что Росстат руководствуется той статистикой, которую сдают компании — ресурсники и УК, потому что другой консолидированной информации, пока не заработала ГИС ЖКХ, у нас нет.

— Поскольку данные Росстата затрагивают только первый квартал текущего года, июльская индексация тарифов в статистике еще не отразилась, и в перспективе рост долгов может быть еще больше?

— Традиционная индексация тарифов по сравнению с общей инфляцией была небольшой — в среднем по стране 3,8%. Я не уверена, что она как-то повлияет на рост долгов. Тем более, что регионы не до конца использовали те возможности повышения тарифов, которые им предоставило правительство.

— Некоторые эксперты полагают, что к росту задолженности мог привести в том числе мораторий на банкротство, поскольку долги теперь нельзя списать таким образом. Вы с ними согласны?

— Я думаю, что это ерунда. Во-первых, банкротство физлиц у нас до сих пор считается экзотикой: таких дел и раньше было не так много, чтобы мораторий на них был виден в статистике. Во-вторых, долги по ЖКХ — это точно не те суммы, из-за которых люди подавали бы на банкротство. Так что мораторий, я думаю, вообще никак не сказался на росте задолженности.

— Если Росстат руководствуется теми данными, которые передают ему сами ресурсоснабжающие и управляющие компании, получается, на статистику могут влиять и «нарисованные» долги, которых в реальности люди не накапливали и с которыми не согласны?

— Да, я считаю, что у нас сейчас нет прозрачной картины по начислениям и платежам, и вот эти 804,5 млрд рублей — пока не точные данные, а лишь то, что рисуют и отправляют в Росстат поставщики ресурсов и услуг. Если у нас заработает система ГИС ЖКХ, в которой будут отражаться реальные начисления и реальные платежи, тогда мы корректные данные сможем получать в режиме реального времени. Но ГИС ЖКХ пока не работает в полной мере — так, как она была задумана. Сейчас ее передали Минстрою, он пытается систему дорабатывать, но как скоро она заработает, пока не ясно. Так что вопрос прозрачности начислений остается открытым.

Я как-то спрашивала Максима Топилина (председатель комитета Госдумы по экономической политике — «Росбалт»), почему нельзя субсидии выплачивать по одному заявлению, чтобы человек не бегал и не собирал бумажки, раз мы и так все про него знаем — с кем он живет, какие у него доходы. На что мне Топилин ответил, что единственная проблема, которая мешает организовать такую систему, связана как раз с начислениями и платежами — нет автоматизированного процесса, их просто никто не видит, в результате чего возможны всяческие манипуляции.

— Легко ли сейчас оспорить «нарисованные» долги?

— У нас нет прозрачной картины, в результате чего одни и те же долги могут появляться в платежке по 10 раз, несмотря на то, что человек их уже оплатил или оспорил. Мы долгое время помогаем одной женщине разобраться с ее задолженностью. Как оказалось, это очень сложно. Вроде бы все выяснили, погасили, написали компании, что задолженность погашена, но она вдруг снова появляется в системе. Возможно, происходит какая-то путаница между разными структурами, возникают какие-то разночтения между судебными приставами, УК и ресурсниками.

— Я знаю другой реальный случай: в начале лета в одном из микрорайонов Балашихи жителям выставили доначисления за отопление за прошлый отопительный сезон. Суммы доходили до 10 тысяч рублей на квартиру, их разбили на несколько месяцев — плюс 1,5 тысяч рублей к каждой платежке. Жители обращались в Госжилинспекцию, прокуратуру, пытаясь оспорить доначисления, которые они сочли необоснованными. Однако все их попытки уперлись в то, что в стране введен мораторий на проверки, и контролирующие органы ничего якобы не могут сделать. Каков порядок действий жителей в подобных случаях?

— Большинство регионов собирают оплату за тепло по схеме «1/12»: делят показания приборов учета за предыдущий год на 12 месяцев, и выставляют платежки, а потом смотрят реально по году — холоднее он был, такой же или теплее. Если он был холоднее, то выставляют доначисления. В этом конкретном случае странно то, что доначисления за теплоснабжение выставили гражданам в начале лета, потому что, согласно закону, это делается в начале года, в первом квартале. В такой ситуации, конечно, нужно запрашивать у управляющей компании показания приборов учета, обращаться в ГЖИ. Но, если никто не следит за соблюдением температурного графика тепла, поступающего в дом, то доказать что-то будет трудно. Ресурсники стараются продать нам как можно больше тепла. УК, по идее, должна следить за тем, чтобы объем тепла соответствовал температурному графику. Если УК не следит, а ей, в общем-то, все равно, потому что платят жители, то поступает всегда столько тепла, как будто на улице -30. В итоге люди открывают форточки и, как говориться, топят улицу, но приборы учета фиксируют определенный объем тепла, и поспорить с этим невозможно. Тепловики в свое оправдание говорят: мы же должны обеспечить не меньше 18 градусов, у нас есть угловые квартиры, в которые тепло не доходит, вот мы и стараемся. Вы можете, конечно, попытаться что-то доказать. К слову, у нас есть еще и санитарные нормы, по которым в квартире не должно быть больше 23 градусов. Но это вам нужно каждый день составлять акты, приглашать представителей управляющей компании, аварийно-диспетчерской службы, ресурсоснабжающей организации, чтобы они подтверждали, что нарушены санитарные нормы. Тогда вы еще сможете как-то добиться пересчета и уменьшить платеж за отопление. Но по-другому, увы, никак. К сожалению, начисления за отопление очень непрозрачны, и доказать ничего невозможно. Хотя, могут быть политические решения, как, например, произошло в Москве в этом году. Когда по итогам зимы людям выставили доначисления за отопление — кому-то 2-3 тысячи рублей сверху, а кому-то по 10-15 тысяч рублей, многие, конечно, возмутились. Тогда правительство Москвы оперативно среагировало: людям разослали информацию о том, что никому ничего платить пока не нужно, и платежи будут пересчитывать. Они, конечно, их проверили, и разбросали общую сумму на несколько месяцев. Это было политическое решение, которое власти приняли после возмущения граждан. Больше я не помню историй, чтобы кому-то удавалось в частном порядке добиться перерасчета. Я знаю людей, которые ходили по инстанциям, пытались доказать неправильность формул расчета или необоснованность доначислений. Но, как правило, они терпели неудачу.

— Все эти сложности касаются только отопления?

— Да, только отопления, потому что большинство регионов, как я уже сказала, платят за тепло по схеме «1/12». Хотя недавно приняли изменения в правила предоставления коммунальных услуг, согласно которым с 2023 года все регионы, кроме Москвы, перейдут на оплату по отопительному сезону. Конечно, зимой суммы в платежках будут больше. Но это, по крайней мере, будет более прозрачная история: сколько тепла в дом поступило, столько в платежке и выставят за этот месяц. Можно все показания общедомовых приборов учета сразу посмотреть. В Москве УК и ресурсники тоже хотели работать по этой схеме, но правительство города как-то добилось для себя такого исключительного положения.

— Насколько эта история с необоснованными доначислениями за отопление распространена?

— Очень распространена. К нам поступает огромное количество жалоб. Люди не понимают, за что они платят, как они платят. Просчитать и перепроверить выставленные суммы невозможно, доказать их необоснованность — еще сложнее. Это самая непрозрачная и самая проблемная отрасль.

Мораторий на проверки серьезно осложняет ситуацию. В таких условиях людям становится еще сложнее доказать неправомерность начислений. Сейчас, если нет угрозы жизни или здоровью человека, ни ГЖИ, ни Роспотребнадзор, ни другие инстанции на проверки не выходят. Я собираюсь писать письмо председателю правительства РФ Михаилу Мишустину на этот счет, потому что это просто невозможно.

— Если человек не согласен с доначислениями, какую схему выбрать: сначала заплатить, потом разбираться, или наоборот?

— Я всем советую сначала заплатить, а потом оспаривать, чтобы не начислялись пени. Но знаю, что многие просто из чувства возмущения не платят. Кстати, вы меня натолкнули на мысль: зима была холодная, были существенные перерасчеты за отопление в первом квартале 2022 года, и, возможно, это повлияло на неплатежи. То есть, многие просто отказались платить, не понимая, откуда взялись суммы, которые им выставляют. Это единственный фактор, который, на мой взгляд, мог так повлиять на рост долгов по оплате ЖКУ. Отчасти догадка подтверждается еще и тем, что долги перед ресурсниками выросли заметно выше, чем перед УК.

Анна Семенец

Подпишитесь