Posted 11 мая 2011,, 15:53

Published 11 мая 2011,, 15:53

Modified 1 апреля, 08:06

Updated 1 апреля, 08:06

Китайцы всем дают прикурить

11 мая 2011, 15:53
Китайские власти ввели запрет на курение в общественных местах. Между тем, главным монополистом табачного рынка Китая остается государственная корпорация, приносящая около 10% доходов в бюджет страны.

Долгое время Китай был территорией свободного и неограниченного курения. В последние годы власти начали вводить некоторые запреты, но они практически не соблюдаются. Кроме того, главным монополистом табачного рынка остается государственная корпорация, приносящая около 10% доходов в бюджет страны.

С 1 мая в Китае вступил в силу запрет на курение в отелях, барах, ресторанах и других общественных заведениях (в закрытых помещениях). При этом китайский Минздрав не пояснил, каким образом будут действовать новые правила, где именно нельзя курить, и что будет грозить за нарушение запрета.

Между тем, для КНР курение - серьезная проблема. Согласно статистике, каждый третий курильщик в мире - китаец. Эта нация насчитывает 350 млн курящих. И хотя большая часть из них мужчины, процент женщин постепенно увеличивается, особенно в крупных городах. По официальным данным, ежегодно курение убивает 1,2 млн китайцев. Как отмечают специалисты Пекинского медицинского университета, за последние 30 лет смертность от рака легких в стране выросла на 465% - в первую очередь, по причине активного или пассивного курения.

Однако курение в Поднебесной является частью патриархальной культуры, традиционно это важный элемент общения и социализации. У китайцев даже есть выражение: «Сигарета после еды лучше жизни после смерти». Во время знакомства с новыми людьми или встречи со старыми друзьями предложить сигарету считается хорошим тоном и знаком проявления доброжелательного отношения. На деловых переговорах именно так китайцы стараются наладить личный контакт и сломать первый лед. Лучше не отвергать этот жест, а принять подарок, чтобы не показаться грубым. На традиционной свадьбе молодожены тоже должны обойти всех гостей и предложить им рюмку водки и сигарету. Во многих домах держат пачку хороших сигарет для гостей, даже если хозяева не курят.

Китайцы курят в заведениях общепита, массажных салонах, развлекательных местах, офисных помещениях, лифтах, транспорте и т.д. Запрет на курение в медицинских учреждениях, включая поликлиники и больницы, был введен лишь в прошлом году. Считается, что половина китайских врачей курят - потому, что хотят подражать ученым мужам древности.

Сегодня многие курильщики просто не обращают внимания на запрещающие знаки и дымят прямо под знаком «no smoking». Бороться с этой традицией непросто - ведь надо изменить с позитивного на негативное представление 1,3 млрд людей о привычке, которая долгое время считалось атрибутом благополучия, мудрости и веселья. Местные власти опробовали некоторые методы борьбы с курением во время Олимпиады 2008 года в Пекине и «Экспо-2010» в Шанхае. Правда, тогда это делалось в основном с целью продемонстрировать европейцам и американцам «продвинутость» китайского общества, а не ради здоровья нации.

Большую роль в пропаганде новых правил правительство Китая отводит СМИ, которые полностью подчиняются политике «партии и правительства». С февраля этого года был введен запрет на неуместные сцены с курением в кино и на телевидении, в особенности с участием несовершеннолетних персонажей. Но в творческой среде киношников и телевизионщиков курение остается неотъемлемым элементом профессии, как и в большинстве других стран мира в богемной среде.

И все же опыт наблюдений за изменениями в Китае показывает, что при желании партии удается в краткие сроки ввести новые меры и добиться их эффективности. Просто пока кампании по борьбе с курением в стране проходят больше в теоретической плоскости, чем в практической, и без широкой огласки. Главной причиной тому является размер прибыли от табачной индустрии в Китае, а также тот факт, что большая часть этих средств оседает в госбюджете.

Китайская национальная табачная корпорация (КНТК) – самая крупная государственная монополия в мире. Компания производит более 500 различных брендов сигарет и «кормит» более 10 млн человек, задействованных в этом бизнесе. Некоторые регионы страны полностью зависят от производства табака (например, провинция Юньнань получает таким образом 70% своих доходов). Налоги с миллиардных оборотов табачного рынка в Китае составляют около 10% бюджета страны.

При этом китайские монополисты стараются максимально исключить присутствие иностранных брендов за счет высоких импортных тарифов и других внутренних барьеров. Китайские сигареты представлены в широком ценовом спектре, выбор рассчитан на любой достаток и кошелек - от двух до ста юаней ($0,3-15). Один из наиболее популярных народных брендов - «Чжуннаньхай», получивший название в честь района в Пекине, где располагаются здания высшего руководства компартии и страны. Пачку таких сигарет можно купить за 7 юаней (около 30-ти рублей, или чуть больше доллара).

Следует отметить, что сигареты в КНР связаны с коммунистической партией не только в коммерческом смысле, но и в идеологическом. Говорят, что вдохновляя китайский народ на подъем, Великий кормчий обещал в первую очередь обеспечить еду, жилье и сигареты в качестве ожидаемых итогов революции. Сам Мао Цзэдун и отец китайских экономических реформ Дэн Сяопин были заядлыми курильщиками. Они предпочитали сигареты «Панда», которые до сих пор считаются одними из лучших. В провинции блок «Панды», привезенный из Пекина, может служить многозначительным подарком для чиновника или уважаемого человека.

Так что в целом, исходя из всей сложности культурной, идеологической и коммерческой подноготной табакокурения в Китае, в «безоблачное» будущее пока верится с трудом. Скорее всего, этот процесс будет протекать постепенно – по мере смены поколений. Нынешние же запреты главным образом коснутся крупных городов, а до остальных районов страны дойдут значительно позже. В конце концов, китайские власти вряд ли в борьбе за здоровье нации забудут о том, что одной из причин банкротства СССР многие экономисты называют горбачевскую антиалкогольную кампанию.

Наталья Клокова (Пекин)