Posted 30 января 2014, 14:33

Published 30 января 2014, 14:33

Modified 31 марта, 15:15

Updated 31 марта, 15:15

Карту мира заливает желтым

30 января 2014, 14:33
Пекин экономически обыгрывает Москву не только в далекой Латинской Америке, где перехватил право на участие в строительстве альтернативы Панамскому каналу, но уже и в Крыму, где готов построить грандиозный глубоководный порт.

Строительство Никарагуанского канала, который соединит Атлантический и Тихий океаны, начнется уже в конце 2014 года, передает Associated Press со ссылкой на официальное сообщение правительства Никарагуа. Глава уполномоченного органа по строительству канала Мануэль Коронель Каутц отметил, что подготовительные мероприятия проводятся в установленные временные сроки.

Сейчас наиболее удобным путем между Тихим и Атлантическим океанами является Панамский канал, возведение которого считается одним из самых масштабных проектов, осуществленных человечеством. Канал был открыт в 1920 году, до 1999 года он контролировался США.

Однако на территории Никарагуа существует реальная возможность строительства еще одного канала между двумя океанами, который может получить столь же важное геополитические значение, как и Панамский

В минувшем году президент Никарагуа Даниэль Ортега и глава китайской компании HKND Ван Дзинь подписали соглашение, предоставляющее права на сооружение и управление новым каналом и смежными проектами сроком на 50 лет. Позже стало известно, что HKND получила эксклюзивное право на управление Никарагуанским каналом на 100 лет. В октябре прошлого года Ван Дзинь пообещал, что первые суда пройдут по каналу в декабре 2019 года. Он также отметил, что приблизительная стоимость проекта составит 40 млрд долларов.

Отметим также, что Никарагуа - не единственная страна, где господин Ван Дзинь проявляет свою активность. Не так давно в Пекине в присутствии президента Украины Виктора Януковича он подписал контракт с украинской компанией «Киевгидроинвест» о строительстве грандиозного мега-порта на западе Крыма. Котлован для акватории глубиной до 25 метров будет вырыт прямо на суше, вклинившись далеко в крымскую степь. Новый порт с зернохранилищем на 20 млн тонн сможет принимать океанские суда. В российских и украинских СМИ и блогосфере сейчас активно обсуждается опасность того, что Крым, по существу, ждет роль перевалочной базы и сырьевой колонии Поднебесной. Кроме того, по мнению ряда экологов, этот проект попросту уничтожит крымские курорты на западе полуострова.

В Никарагуа, как и Крыму, китайцы совершенно не заботятся об экологии. Дело в том, что Никарагуанское озеро (самое большое в Центральной Америке), а также река Сан-Хуан, по которым должна пройти трасса будущего канала, являются уникальными природными объектами, и строительство нанесет им существенный ущерб.

Корреспондент «Росбалта» проехался по маршруту будущего канала. На озере Никарагуа сохранились острова с уникальной не подвергшейся губительному влиянию цивилизации флорой и фауной. Еще более уникальное место река Сан-Хуан - здесь расположен заповедник, сохраняющий уникальные реликтовые джунгли региона. Река в этом месте просто кишит крокодилами, а в окрестных лесах обитают редкие виды обезьян и игуан (огромные, в полтора метра, ящерицы), в местных джунглях сохранились реликтовые растения – и все это может быть уничтожено при строительстве канала.

Однако, в отличие от Крыма, где уже начались протесты по поводу строительства порта, в Никарагуа такие «мелочи», как экология, попросту не рассматриваются. Эта республика - самая бедная после Гаити страна Центральной Америки, поэтому строительству канала здесь придают огромное значение. Никарагуанская пресса все время подчеркивает, что этот «проект века» поможет уничтожить безработицу и в прямом смысле спасет страну. Без преувеличения эта идея здесь настолько популярна, что о ней, как убедился корреспондент «Росбалта», знает каждый никарагуанский крестьянин.

Обидно, что «спасение» Никарагуа пришло из Поднебесной, а не России. Еще во время своего первого президентства нынешний лидер Никарагуа Даниэль Ортега обсуждал с руководством СССР возможность советского участия в строительстве канала, однако из-за тогдашнего поражения сандинистов этим планам так и не удалось осуществиться. К этой идее вновь вернулись в 2008 году, когда, по сообщениям никарагуанских СМИ, во время визита в страну тогдашнего российского вице-премьера Игоря Сечина, он заявил, что Москва готова поучаствовать в этом проекте. Однако, судя по всему, это так и осталась благими пожеланиями.

В последний раз возможное участие России в строительстве Никарагуанского канала всерьез обсуждалось в 2010 году на встрече заместителя министра транспорта России Сергея Аристова с заместителем министра иностранных дел Никарагуа Коронелем Каутцем. Россия тогда решила, что вопрос ее участия в проекте требует дополнительной проработки.
Корреспондент «Росбалт» связался по телефону с российским посольством в Никарагуа и попытался выяснить, будет ли Россия принимать хоть какое-то участие в строительстве канала. Однако, сотрудник посольства, отказавшейся представиться, заявил, что готов отвечать на этот вопрос лишь после разговора с послом и посоветовал послать на электронной адрес посольства письмо. Увы, очевидно, российские дипломаты считают участие России в строительстве канала «секретной информацией», по крайней мере, ответа на письмо корреспондент «Росбалта» так и не получил.

Судя по всему, пока Москва делает ставку лишь на сотрудничество с силовыми ведомствами Никарагуа. Так, в прошлом году эту страну посетил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ Валерий Герасимов. По сообщениям местных СМИ, в ходе визита обсуждался вопрос поставок вооружения в никарагуанскую армию. В этом году в Манагуа началось строительство учебного центра Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Вероятнее всего, что такая активность России будет не только вызывать сильнейшее раздражение Вашингтона, но и не пронесет нашей стране реальных дивидендов.

Китайцы же, как всегда, решили укреплять свое влияние путем ползучей экономической экспансии. Причем им это удается делать уже не только в далекой Латинской Америке, но и в наиболее значимых для нашей страны регионах ближнего зарубежья.

Известие о том, что Китай включит Крым в «Пояс Шелкового пути» появилось в начале декабря. Как сообщалось, китайская зона в Крыму включает не только территорию в Сакском районе, где планируется построить мега-порт, но и Севастополь. Кроме того, китайцы хотят построить в Крыму новый аэропорт, верфи, нефтеперерабатывающий завод, терминал для сжиженного природного газа, учебные центры, пляжи и зоны отдыха.

Игорь Ротарь, Манагуа. Фото автора

Подпишитесь

© Все права защищены. При использовании информации гиперссылка на сайт www.rosbalt.ru обязательна. Полные правила

Сетевое издание «Информационное агентство «РосБалт». Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-86109 от 2 ноября 2023 г.

Учредитель: ООО «ПремьерМедиаИнвест»

Главный редактор: Яременко Николай Николаевич

Телефон: +7 (499) 110-58-85 /  +7 (985) 271-73-59

Электронный адрес:  [email protected] / [email protected]

Адрес редакции: 109044, Москва г, вн.тер.г. муниципальный округ Таганский, ул Воронцовская, д. 20, этаж 2, ком. 14

Реклама на сайте: Юлия Лыскова, [email protected]

Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика