Posted 21 февраля 2014,, 14:41

Published 21 февраля 2014,, 14:41

Modified 31 марта, 14:54

Updated 31 марта, 14:54

Ленин и Украина

21 февраля 2014, 14:41
Александр Желенин
На Украине за последние сутки «уронили» еще три памятника Ленину. Очень хочется разобраться в причинах ненависти значительной части украинского общества к этому историческому персонажу.

На Украине за последние сутки «уронили» еще три памятника Ленину - в Житомире, Броварах и Боярке под Киевом.

С одной стороны, чего жалеть эти каменные истуканы советской поры - бездарно по канонам сделанные, бездушные и холодные. С другой, очень хочется разобраться в истоках ненависти значительной части украинского общества к этому историческому персонажу.

Мне кажется, у этого чувства две основные причины.

Первая состоит в том, что в массовом сознании украинцев Ленин ассоциируется с Российской империей в самом широком смысле этого словосочетания. То есть, и с империей как таковой, и с СССР, и с нынешней Российской Федерацией, активно претендующей на наследство первых двух.

Эта точка зрения подкрепляется и тем обстоятельством, что в нынешней России Ленин, пусть и со скрипом, с постоянными оговорками о том, что он очень плохой, все же включен в официальный пантеон «великих правителей» как неотъемлемая часть «единой российской истории».

Это одна из причин, по которой Владимир Ильич украинскими националистами безусловно отвергается. На уровне массового сознания действует простая логика - если он ваш, российский, то и терпите его памятники у себя, в России.

Для людей, знакомых с ленинским наследием, с системой взглядов этого человека, в такой ненависти видится иррациональность и невежество. Действительно, ярый непримиримый борец с русским великодержавным шовинизмом и империализмом, каковым он всегда был, Ленин сегодня воспринимается как прямое воплощение этого самого русского империализма.

На дел все было как раз с точностью до наоборот. Вот цитата на эту тему из работы Ленина 1915 года «Социализм и война»: «Царизм ведет войну для захвата Галиции и окончательного удушения свободы украинцев...». Из чего очевидно следует, что Ленин как раз выступает за свободу украинцев.

В конце 1922 года Ленин пишет одну из своих последних концептуальных статей «К вопросу о национальностях и об «автономизации». Собственно, сама эта статья - реакция на заключение пресловутого союзного договора между РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской федеративной республикой, положившего начало созданию СССР.

Чтобы было ясно, о чем идет речь, заметим, что под словом «автономизация» Лениным как раз и подразумевается СССР: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о Союзе Советских Социалистических Республик».

Ему, прикованному к постели, уже тогда, в 1922 году, было ясно, что все высокопарные заявления о праве наций на самоопределение «вплоть до выхода из Союза» (занесенные во все последующие советские конституции) - пустое сотрясение воздуха.

«Свобода выхода из Союза», окажется, как предвидел Ленин, «пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ».

Узнав об инциденте в Грузии, где член ЦК ВКП(б) Серго Орджоникидзе избил кого-то из местных грузинских политиков за социал-национализм, а нарком внутренних дел Феликс Дзержинский мягко попытался его за это оправдать, Ленин пишет: «Видимо, вся эта затея «автономизации» (то есть, Союза ССР – «Росбалт») в корне была неверна и несвоевременна».

То, что в «грузинском инциденте» как истинные русские великодержавные шовинисты проявили себя поляк и грузин, Ленина нисколько не смущает - они ведь представляли Москву, кроме того, «обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения», писал он.

Общие выводы Ленина из всей этой истории таковы: Оржоникидзе примерно наказать, Союз оставить и укрепить, «политически-ответственными за всю эту поистине великорусско-националистическую кампанию следует сделать, конечно, Сталина и Дзержинского».

И главное: «не следует зарекаться заранее никоим образом от того, чтобы в результате всей этой работы вернуться на следующем съезде Советов назад, т. е. оставить Союз Советских Социалистических Республик лишь в отношении военном и дипломатическом...». Другими словами, речь здесь идет, в определенной мере о создании политической системы, которая сейчас имеет место в Евросоюзе.

Правда, и этот, и ряд других полезных советов Ленина, как мы знаем из дальнейшей истории, были его товарищами проигнорированы. Для многих из них – на свою голову...

Ленин, конечно, был не ангел небесный и совершал в своей жизни вещи, о которых говорят, что «это гораздо хуже, чем преступление, это ошибка». Однако, из приведенных выше цитат очевидно, что уж к шовинистам и имперцам отнести его точно нельзя.

На это, правда, следуют возражения, что, слова он, может, писал и правильные, но советские (российские) военные части в январе 1918 года на Украину все-таки послал. То, что он делал это не из имперских, а из классовых соображений (поддержать харьковское украинское правительство, сформированное пробольшевистски настроенной частью Всеукраинского съезда Советов), современных украинских националистов, как и их предшественников, конечно, не очень интересовало.

Больше того. Здесь мы как раз переходим к другой причине ненависти определенной части украинцев к Ленину. Уже вполне осознанной и идейной. Для того, чтобы понять эту причину, достаточно почитать идеологемы лидеров «Правого сектора».

Дмитрий Ярош: «...мы очень осторожно относимся к членству в ЕС. Потому что на самом деле тот брюссельский бюрократический монстр, который существует, все делает для того, чтобы нивелировать национальную идентичность, традиционную семью, (им) проводится антихристианская политика».

Атеист и сторонник светского общества, противник традиционализма и консерватизма во всех сферах, в том числе, и в личностно-семейной, Ленин, конечно, - естественный объект ненависти как украинских, так и русских националистов.

А вот если мы сопоставим заявление Яроша и аналогичные выступления некоторых российских лидеров, то выяснится, что принципиальных различий между ними мы не найдем.

По сути, взаимная неприязнь крайне правых украинских националистов и российского истеблишмента - это всего лишь межфракционные разборки, некоторое недопонимание друг друга. Плюс обоюдная озабоченность судьбой газовых поставок из России в Европу через территорию Украины. Не более того.

Александр Желенин