Posted 6 февраля 2019,, 14:10
Published 6 февраля 2019,, 14:10
Modified 30 марта, 17:35
Updated 30 марта, 17:35
Социолог Дмитрий Рогозин на «Квартирнике» в «Росбалте» рассказал о том, как проводятся исследования общественного мнения в России.
Прежде всего, все опросные компании склонны скрывать методы получения информации. В этом им теперь помогает закон о защите персональных данных.
Как отметил Рогозин, в ходе опросов фальсифицируется порядка 40% анкет. Но это не всегда прямая подделка. К примеру, интервьюер может допросить доступных людей, а выдать это за случайную выборку. Полстеры могут заменить опрос на экспертное интервью самих себя.
В то же время Дмитрий Рогозин не согласен с тем, что из-за фальсификаций опросов мы имеем неверное представление о ситуации.
«Картина у нас есть, но нет представления о том, как она формируется. И отсюда возникает проблема интерпретаций. Поэтому я выступаю не за то, чтобы опросы были уничтожены. А за то, чтобы они являлись публичной активностью. Мы должны знать, как они проводятся. Пока же специалисты игнорируют вопрос «Как?» в ущерб вопросу «Что?» — отмечает Рогозин.
По мнению социолога, мы должны перестать считать опросы политическим инструментом. В качестве примера он приводит исследование ФОМа, проведенное накануне референдума по присоединению Крыма к России. По сути, именно его результаты легитимизировали запущенный процесс и существенно повысили статус опросных компаний.
«Крымский опрос — один из самых качественных, проведенных в России. Что, конечно, не вяжется с представлениями интеллигенции. В нем был всего один вопрос: «Крым — это Россия?» И у людей не было никаких затруднений в ответе. Хотя по формулировке вообще непонятно, о чем мы спрашиваем. Это различие между произнесенным вслух вопросом и окружающим его медийным контекстом показательно. Оно демонстрирует, что опрос был сделан хорошо», — заключил Рогозин.