Posted 6 июля 2020,, 09:39
Published 6 июля 2020,, 09:39
Modified 30 марта, 13:52
Updated 30 марта, 13:52
Вот уже почти две недели западные СМИ задаются вопросом: откуда над скандинавскими странами возник повышенный уровень радиации? Первыми сообщило об этом издание The Barents Observer: датчики радиационного мониторинга сразу трех стран — Норвегии, Финляндии и Швеции — зафиксировали превышение уровня радиоактивных веществ у российских границ. Йод-131 выявлен норвежцами недалеко от кордона с российским Кольским полуостровом. Финны и шведы обнаружили цезий-134, цезий-137, кобальт-60 и рутений-103. Причем, как указывается, это повышение фиксировалось еще в начале июня. Эксперты из Нидерландов сделали вывод, что радионуклиды поступили с запада России, а возможной причиной выброса назвали повреждение топливного элемента на АЭС.
Ответ из «Росгидромета» был лаконичен: превышения уровня радиоактивных изотопов в районе Балтийского моря не обнаружено. Открестился от нехороших подозрений и «Росэнергоатом», завив, что выбросы на АЭС северо-запада России не превышают контрольных значений.
Включили заднюю передачу и голландцы. «На данном этапе нельзя определить страну-источник», — заявили в Национальном институте общественного здравоохранения и окружающей среды Нидерландов. А эстонцы, напротив, подбросили дровишек. О небольшом росте в воздухе количества изотопов цезия, кобальта и рутения сообщила Харкуская станция радиационного контроля.
В этой истории важно, что, как утверждают специалисты, здоровью людей и окружающей среде ущерб нанесен не был. Однако, несмотря на этот промежуточный хэппи энд, вопросы к хозяину бесхозной радиации остаются. Что будет, если все атомные станции станут повышать уровни выбросов? В мире сегодня насчитывается 192 АЭС с 438 энергоблоками. Ведь даже допустимые для станций выбросы радиоактивных веществ не проходят для живущих поблизости людей бесследно. Существует достаточно исследований, доказывающих, что народ в зоне «выхлопов» годами накапливает малые дозы радиации, негативно влияющие на здоровье. (Подробнее в моей статье на эту тему.)
Поэтому не менее важный вопрос заключается и в том, чья же это АЭС «фурычила» повышенным количеством радионуклидов? Ложечки, как говорится, все еще не нашлись — никто не признается. Даже МАГАТЭ бессильно: его специалисты пока не смогли определить источник выброса. Хотя уже 33 страны заявили о непричастности к всплеску радиации. По заверениям гендиректора МАГАТЭ Рафаэля Гросси, повышенные уровни предположительно испускались «ядерным реактором, который работает либо находится на техническом обслуживании».
Агентство отмело предположение некоторых экспертов, что утечку вызвало «применение радиации в промышленности или медицине». А также исключило версию, что к ней привело неправильное обращение с отработавшим ядерным топливом.
А пока поиск хозяина продолжается, стали возникать и военные версии. Самая популярная: русские испытывали одно из новейших вооружений. Ее квинтэссенцией можно считать опубликованную 1 июля с. г. в американском Forbes статью Эйч Ай Саттона (H I Sutton) «Причиной радиационной утечки могло стать новое российское супероружие». «Россия испытывает ядерную мегаторпеду „Посейдон“ и крылатую ракету с ядерной установкой „Буревестник“. Если причина в них, то это далеко не первая утечка радиации из-за оружейных испытаний», — утверждает Саттон.
Учитывая, что речь идет о «предположительно реакторном выбросе», автор акцентирует: крылатая ракета «Буревестник» (известна как 9M730, название в системе НАТО Skyfall) с ядерной боеголовкой, чей атомный двигатель обеспечивает практически неограниченный радиус действия, — естественный «подозреваемый», «поскольку любая авария в воздухе может привести к выбросу радиоактивных материалов в атмосферу».
Другая возможная причина, отмечается, это атомная торпеда «Посейдон» для запуска со специально построенных подводных лодок. (При длине до 20 м она примерно вдвое больше ракеты Trident.) Хотя у реактора «Посейдона» вряд ли есть мощное экранирование, он обычно находится под водой. «Но после испытания аппарат можно поднять из воды, поэтому нельзя исключать некий инцидент, впоследствии обнаруженный за сотни километров в Скандинавии», — полагает автор.
Под «сухую» теорию Саттон пытается подогнать некие факты. «Суда, предположительно связанные с его („Посейдона“) испытаниями, в то время были активны в регионе. Специальное вспомогательное судно „Академик Александров“ находилось в искомом регионе около 18—23 июня. Подозревается, что оно причастно к поиску запущенной торпеды», — пишет он. Вывод он делает на основании сообщений в «Твиттере» от Франка Боттема (Frank Bottema), обнаружившего похожее судно, воспользовавшись радиолокационными спутниковыми данными. «…Пять дней назад корабль „Академик Александров“, связанный с дроном-торпедой „Посейдон“, находился в море. На спутниковом изображении Sentinel-1 запечатлен корабль его размера», — цитируется в статье.
Логика автора такова: раз «Россия отрицает, что это была утечка с ее гражданской АЭС, ….встает вопрос о ядерном оружии», которое россияне якобы испытывают в том регионе. Для убедительности Саттон проводит параллель со взрывом с радиационной утечкой на ракетном полигоне ВМФ России в Нёноксе, что в Архангельской области, случившемся 9 августа 2019 г. (Подробнее об этом в моих статьях здесь и здесь.)
МИД РФ назвал безосновательной версию о том, что уровень радиации над Северной Европой повысился из-за российских ракетных испытаний. А в Кремле заявили, что в России есть современная система обеспечения мониторинга радиационной безопасности и что она не зафиксировала угроз. И вообще — «никаких оповещений о каких-то угрожающих или аварийных ситуациях нет».
Интересно, что Исполнительный директор Организации договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) Ласина Зербо сообщил, что источник заражения мог находиться на северо-западе России — в Карелии, Ленинградской или Архангельской областях. Этот вывод он сделал на основании данных международной системы мониторинга ядерных испытаний, куда входят и российские станции Минобороны. Замечу, когда случился взрыв с выбросом радиации на полигоне в Нёноксе, Россия на время отключила (по понятным причинам) несколько станций от работы «на зарубеж». В этот раз ни о чем подобном исполком ОДВЗЯИ не извещал. (Это тоже к вопросу о достоверности военной версии.)
И последнее: 27 июня с. г. «Интерфакс» сообщил: «Специалисты „Росгидромета“ не выявили превышения уровня радиоактивных частиц в районе Балтийского моря, где, по данным… Организации по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, были обнаружены следы повышенного содержания изотопов. Согласно данным Федерального информационно-аналитического центра „Росгидромета“, который публикует оперативную информацию о радиационной обстановке на территории РФ, мощность дозы гамма-излучения на станциях, расположенных в Балтийском море, не превышает 1,11-1,15 мкЗв/ч, что соответствует норме».
Один из читателей спрашивает: «Живу в Петербурге на берегу залива. Я правильно понимаю, что цифры из интерфаксовской новости означают, что у меня за окном фон примерно в пять раз выше обычного?» Если верить «Интерфаксу», то да. Безопасный радиоактивный фон находится в пределах до 0,2 мкЗв в час. Судя по интерактивной карте Центра 5 июля с. г. в 15.30 на российском острове Гогланд, что в Финском заливе (180 км от Петербурга и 55 км от Эстонии), уровень радиации составляя 0,24 мкЗв в час — «точка» была обозначена тревожным желтым цветом. Однако попытка посмотреть это же место еще раз вечером успехом не увенчалась — «точка» исчезла. На карте Единой государственной автоматизированной системы мониторинга Гогланд тоже не был указан. Случайная ли «загогулина», однако?
Международный розыск хозяина повышенной июньской радиации над Северной Европой продолжается.
Алла Ярошинская