Posted 15 декабря 2020, 20:25

Published 15 декабря 2020, 20:25

Modified 30 марта, 12:44

Updated 30 марта, 12:44

«Цветные революции» и демография

15 декабря 2020, 20:25
Александр Желенин
Вопреки объяснениям экспертов «Трезвой России», чем крепче в РФ становился суверенитет, тем выше была убыль населения.

К 2050 году численность населения России может снизиться с нынешних 146,7 млн (по данным Росстата за 2020 год с учетом жителей Крыма) до 125 млн человек. Таковы оценки экспертов федерального проекта «Трезвая Россия». В подобный прогноз легко верится, если посмотреть на то, что творится в стране с демографией в последние несколько лет.

Напомним, что с 2016 года в России после предыдущих трех лет скромного роста (2013–2015 гг.) возобновилась и наращивается год от года все более высокими темпами естественная убыль населения, которая по своим масштабам приближается к убыли 1990-х и 2000-х. Так, если в 2016 г. убыль составила чуть больше 2 тыс. человек, то в 2017-м — уже 134 тыс., в 2018-м — 223 тыс., а в 2019-м — 317 тыс. человек.

Еще в середине текущего 2020 г. мы предположили, что по итогам года естественная убыль населения в Российской Федерации может превысить 500-тысячную отметку. Однако если исходить из данных Росстата за первые десять месяцев этого года (сокращение на 468 тыс. человек), а также по тому, что только в октябре убыль составила больше 80 тыс. человек, а потери от ковида в ноябре были более высокими, чем в октябре, станет понятно, что полумиллионный рубеж был перейден, как минимум, за месяц до нового 2021 года.

Сейчас уже очевидно, что прогноз естественной убыли населения России за текущий год надо менять в сторону увеличения. В целом за 2020 г. она может приблизиться или даже превысить 600-тысячную отметку. А это уже близко к среднему показателю «лихих 1990-х».

В чем же причины такого катастрофического положения в российской демографии?

Не могу удержаться, чтобы не привести объяснение такого положения дел экспертов «Трезвой России»: «Агрессивная среда конкуренции стран, имеющая в своем арсенале не только вооруженные конфликты, санкционную политику, цветные революции, но и алкоголь, наркотики и другие инструменты гибридных войн, сегодня дополнена новыми — коронавирусной инфекцией COVID-19. Эти инструменты как элементы геополитической конкуренции направлены на ослабление национального суверенитета государств и территориальной целостности, в том числе, Российской Федерации».

Итак, основная причина, спасибо этим экспертам, слава Богу, найдена: «агрессивная среда конкуренции стран». Что это такое, вероятно, известно им же, но демографическая и социологическая науки сей термин вряд ли объяснят. Оставим на совести мудрецов из «Трезвой России» утверждение, что ковид является одним из «инструментов гибридных войн» (вероятно, США, где больше всего зараженных — уже 16,5 млн, решили «гибридно» истребить сами себя), и рассмотрим другие причины, которые они называют в качестве тех, что, по их мнению, влияют на демографию.

Влияние вооруженных конфликтов, в которых Россия в последние шесть лет, как известно, не участвует, на ее демографические показатели также достаточно спорно. Подсчитать эти человеческие потери довольно затруднительно, так как есть соответствующий указ президента РФ от 28 мая 2015 года, запрещающий разглашать их в наше мирное время…

Если же брать за основу расчетов те данные, которые фигурировали в открытых источниках (в частности, правозащитники, занимавшиеся подсчетом российских потерь на востоке Украины, называли цифру 3 тысячи человек), то с учетом масштаба естественной убыли в России в 2017–2019 гг. влияние таких военных потерь на общую демографическую ситуацию в стране, как видим, невелико. Как бы цинично это ни прозвучало, если, конечно, исходить из того, что каждая человеческая жизнь бесценна…

Влияние «цветных революций» на демографию России? А что, у нас такие были? Если же считать попыткой «цветных революций» серию массовых демонстраций в столице и некоторых других крупных городах страны в 2012-м, то этот и 2014 год, когда по России снова прокатилась волна таких демонстраций, как раз стали рекордными по рождаемости за предыдущие двадцать лет. То есть получается, что вопреки тому, что об этом думают самые трезвые эксперты России, сокращение численности населения страны находится в обратной зависимости от «цветных революций», на которые, как видим, приходится всплеск рождаемости.

Возможно, это, конечно, просто совпадение, но в любом случае причинно-следственной связи между «цветными революциями», спадом рождаемости и ростом смертности как-то не наблюдается.

То же, вероятно, можно сказать и о связке демографических проблем с укреплением суверенитета. Последний после 2014 года укрепился в новейшей истории России, как никогда, однако это почему-то не оказало благотворного влияния на демографию. Наоборот, просматривается другая зависимость — чем крепче суверенитет и больше территориальных приобретений, чем независимей родное государство, тем выше убыль населения…

Алкоголь и наркотики, конечно, влияют на рождаемость и смертность. Но, насколько помнится, и то, и другое распространяют среди народа не «иноагенты». Лицензии на продажу алкоголя, если кто не в курсе, выдает суверенное государство. Наркодилеры без хорошей «крыши» в виде коррумпированных силовиков тоже бы не развернулись.

Эксперты очень «Трезвой России» в качестве одного из рецептов улучшения демографической ситуации призывают укреплять государственность. Какую, вот эту?

Если серьезно, то понятно, что существенный вклад в депопуляцию России сегодня вносит пандемия. Однако и без нее тенденция на сокращение численности населения была последние годы однозначной.

Снова обратимся к данным Росстата. В октябре общее число умерших по стране составило 205 тыс. человек. Из них от ковида умерли около 14 тыс. Иными словами, если бы пандемии не было, количество умерших в этом месяце было бы 191 тыс. человек. Но в октябре 2019 г. скончались около 158 тысяч. То есть смертность в октябре 2020-го даже и без COVID-19 увеличилась бы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 33 тыс. человек. И ничего с этим в нынешней России поделать невозможно. Все упирается в системные факторы.

О причинах роста смертности в России, помимо ковида, приходилось писать уже не раз. На фоне роста цен и безработицы продолжает снижаться уровень жизни народа. И мы понимаем, что никакими административными запретами и выступлениями президента по телевидению этот рост цен в рыночной экономике не остановить. Как не поднять теми же методами зарплату. Да, собственно, с какого она должна подниматься во время экономического кризиса, когда 96% организаций находятся в частной собственности, как это имеет место в современной России?

Пандемия высветила всю непригодность системы российского здравоохранения. Но с этим тоже ничего поделать нельзя — верховный правитель этой системой доволен, о чем не раз говорил в последнее время.

Наряду с серьезным ростом смертности в РФ продолжает сокращаться рождаемость. За десять месяцев текущего года в стране родилось на 57 тыс. с лишним младенцев меньше, чем за тот же период 2019-го.

Можно пытаться объяснять тенденцию на сокращение рождаемости демографической ямой 1990-х или такой же ямой, возникшей по причине человеческих потерь в Великую Отечественную. С тем же успехом можно вспомнить и о последствиях татаро-монгольского ига. Однако очевидно, что теория «ям» удобна главным образом начальству. Оно в этом случае ни в чем не виновато. Все, дескать, объективно. Но если мы посмотрим на цифры статистики, то увидим, что эта теория не очень выдерживает критику.

Пойдем от обратного. Если теория демографических ям верна, тогда малочисленное поколение, родившееся в середине — второй половине 1940-х годов, должно было породить столь же малочисленное поколение середины — второй половины 1960-х. Последние же должны были родить малочисленное поколение середины — второй половины 1980-х. Однако на деле все было не так. В 1985 году в РСФСР родилось 2,37 млн детей, в 1986-м — 2,48 млн, в 1987-м — почти 2,5 млн, что было больше, чем в начале 1980-х.

1990-е годы безусловно ударили по рождаемости. Однако через 20 лет опять начался процесс ее восстановления. Отсюда небольшой рост 2013–2015 годов, когда на его пике в 2012-м в стране родилось 1,9 млн младенцев, что, конечно, хуже, чем за последние 10 лет советской власти, но лучше, чем за все годы, прошедшие после распада СССР.

Объективно относительно высокая рождаемость в РФ середины 2010-х была результатом почти непрерывного за предыдущие 14 лет роста цен на нефть. Часть благ от этого роста в той или иной форме доходила до рядовых россиян в виде, например, строительного бума, небольшого для большинства, но все же роста доходов граждан и низкой безработицы. Однако высокие цены на нефть как источник относительного благосостояния, судя по всему, больше не вернутся никогда. А новых источников у государства нет и не предвидится.

В связи с этим прогноз сокращения численности российского населения к 2050 году до 125 млн человек не представляется таким уж нереальным.

Александр Желенин