Posted 13 января 2021, 15:08

Published 13 января 2021, 15:08

Modified 30 марта, 12:35

Updated 30 марта, 12:35

Кто ответит за убыль?

13 января 2021, 15:08
«Разбор полетов» по итогам второй волны пандемии вряд ли обойдется без вопросов о том, почему осенью власть вела себя иначе, чем весной.

За время нынешней пандемии от COVID-19 в Российской Федерации скончались уже более 63 тысяч человек. Эти данные публикует официальный российский сайт стопкоронавирус.рф. Чтобы понять, ситуацию в стране со смертностью от ковида, надо посмотреть эти цифры в динамике. В сентябре, когда в России только начиналась «вторая волна», число умерших от этого заболевания с официально подтвержденным диагнозом по данным Росстата составило 9,8 тысяч человек; в октябре 14 тысяч; в ноябре — более 25 тысяч. Если суммировать эти показатели, то получится, что из 63 тысяч умерших от ковида почти 50 тысяч пришлось только на три этих месяца.

Многие эксперты говорят, что данные по инфицированности ковидом в России, вероятно, нуждаются в существенной корректировке вверх. Так или иначе, уже ясно, что в целом по итогам 2020 года демографическая ситуация в стране будет выглядеть удручающе. Даже имеющихся сейчас данных за 11 месяцев прошлого года достаточно, чтобы понять, что положение в России с ростом общей смертности (не только от ковида), снижением рождаемости и, как результат первого и второго, увеличением естественной убыли населения, хуже, чем когда бы то ни было за последние 18-20 лет.

Так, в ноябре 2020 года в РФ умерли почти 220 тысяч человек. Для сравнения: в ноябре 2019 года скончалось 141,3 тысяч жителей страны. То есть, по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, смертность выросла более, чем на 78 тысяч человек.

За январь–ноябрь 2020 года в России скончалось почти 1,9 млн человек. Исходя из динамики смертности, не так трудно предположить, что за декабрь они будут точно не ниже, а скорее выше. Это значит, что в целом за 2020 мы получим цифры в 2-2,2 миллиона умерших. Эти сделает прошедший год одним из худших по этому показателю за два последних десятилетия.

Что еще хуже, одновременно с тем, что в стране высокими темпами растет смертность, падает и рождаемость. За 11 месяцев 2020 года в России родилось на 60 тысяч детей меньше, чем в 2019-м.

Ситуация с показателем «естественная убыль населения» (это разница между родившимися и умершими) в России весьма тревожит специалистов. По данным Росстата, за 11 месяцев 2020 года убыль составила почти 575 тысяч человек. Это вдвое больше, чем за аналогичный период 2019 года, когда убыль за январь–ноябрь была около 286 тысяч человек.

Еще летом 2020 года «Росбалт» писал, что убыль населения России за год может превысить полумиллионную отметку. В середине декабря, с учетом всех факторов, только одним из которых является пандемия, стало понятно, что этот прогноз был недостаточно пессимистичным. Тогда было сделано допущение, что убыль может достигнуть или даже превысить 600-тысячную отметку. Сейчас, с поступлением новых данных, приходится корректировать в сторону увеличения и этот прогноз.

За ноябрь убыль в стране, по данным Росстата, составила почти 107 тысяч человек. За декабрь, когда ситуацию усугубляли резко выросшие показатели летальных исходов от ковида и других причин, смертность явно окажется не ниже ноябрьской. Исходя их этого очевидно, что по итогам года общая естественная убыль населения в России приблизится к отметке 700 тысяч человек. И это будет уже вполне сопоставимо с самыми худшими годами «лихих девяностых» и не менее лихих 2000-х, и даже превысит средний показатель тех времен.

В сумме за 21 год (с 1992 по 2012 годы включительно), по официальным данным Росстата, естественная убыль населения России составила 13,38 миллионов человек. В среднем это примерно 637 тысяч человек в год. И вот, судя по всему, при подведении окончательных данных за 2020 год этот показатель будет превышен.

Очевидно, что это не сможет остаться незамеченным в обществе и возникнет вопрос об ответственности властей за такое положение дел. Тем более, как было показано выше, большая часть смертей от ковида пришлась на вторую волну эпидемии, к которой президент и его команда, по их же собственным уверениям, были готовы гораздо лучше, чем к первой.

Однако, в отличие от первой, весенней волны 2020 года, ни соответствующих карантинных ограничений, ни мер экономической поддержки населения мы так и не увидели. Складывается впечатление, что власти поддерживали лишь крупный бизнес, а в отношении остальных граждан выбрали, в общем-то, вариант «борьбы» с пандемией, который сводится к тому, что каждый пусть выживает сам, как сможет.

Александр Желенин