Posted 29 апреля 2021,, 15:08

Published 29 апреля 2021,, 15:08

Modified 30 марта, 11:48

Updated 30 марта, 11:48

Кристина Потупчик. Как новые нормы коррелируют с уже существующими законами?

29 апреля 2021, 15:08

Милонов тут хвалит новый закон о просветительской деятельности и пугает: «Представьте: на лекцию известного астронома никто не приходит, потому что все побежали слушать оппозиционного политика, решившего порассуждать о космосе».

Кошмар, конечно. Вспоминается царский министр князь Ширинский-Шихматов, свернувший преподавание философии в университетах под предлогом «польза философии не доказана, а вред от нее возможен».

Я вообще не понимаю, как новые нормы коррелируют с уже существующими законами. На уровне закона о Российской академии наук ей прописана задача — «популяризация и пропаганда науки, научных знаний, достижений науки и техники». Для этого РАН, среди прочего, «участвует в установленном порядке в разработке и экспертизе нормативных правовых актов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности». Напомню, РАН до обсуждения закона и подзаконных актов просто не допустили — в нарушение действующего законодательства.

Кроме того, просветительство — сфера, которую также называют неформальным образованием, популяризацией науки, научной коммуникацией, — принципиально отличается тем, что это добровольная деятельность, которой занимаются ученые для распространения научного знания и научной культуры. Ее традиционно описывают в законах о науке, стратегиях развития инноваций и технологий, потому что ее задача состоит именно в повышении восприимчивости общества к принципам НТР. Если мы планируем лицензировать неформальное образование, оно перестанет отличаться от формального.

Еще выходит, что теперь надо испрашивать одобрения чиновника на любую деятельность в сфере просвещения. Лекции и конференции, приглашение профессоров и тренеров из-за рубежа, приобретение иностранной литературы в библиотеку. При должном желании под раздачу попадет любой блог или передача — по психологии и феминизму, фитнесу, астрологии. Под действие законопроекта попадет не только просветительская деятельность, но и любая работа вузов, связанная с международным взаимодействием. В случае принятия поправок закупка зарубежных книг университетской библиотекой может осуществляться только после согласования с федеральным органом исполнительной власти, то же касается, например, проведения международного круглого стола и конференций в вузе или заключения договора по международному научному проекту. И это еще одна правовая коллизия: реализация СНТР (Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации) и Национального проекта науки предполагает широкое международное сотрудничество, в том числе организацию крупных международных научных проектов на территории России.

Что же это за закон такой о просвещении, для которого нужно поступаться действующими нормами и процедурами?

Кристина Потупчик, общественный деятель, блогер