Posted 10 июня 2021, 09:17

Published 10 июня 2021, 09:17

Modified 30 марта, 09:46

Updated 30 марта, 09:46

Глава Росприроднадзора выступила за полный запрет «мелкого пластика»

10 июня 2021, 09:17

Мелкий пластик в России необходимо запретить, потому что его невозможно собрать и утилизировать. Такое мнение выразила в Instagram глава Росприроднадзора Светлана Радионова.

При этом она признает, что сегодня не получится «отказаться от пластика полностью». «На нем завязаны почти все промышленные цепочки. Однако мелкий бытовой пластик нужно запрещать. Его невозможно собрать и утилизировать… Никакое оборудование не поможет», — подчеркивает она.

Также Радионова отметила необходимость обязать производителей пластика перерабатывать старые изделия, поощрять переработку вторсырья и усложнять производство нового пластика.

Напомним, в конце мая сообщалось, что в России уже в ближайшее время может быть полностью запрещен цветной пластик. Правительство готовит соответствующие поправки в законы, рассказала вице-премьер Виктория Абрамченко.

По ее словам, поправки запрещают использование неперерабатываемых и трудно извлекаемых материалов. Это цветной пластик, пластиковые трубочки, ватные палочки и одноразовая пластиковая посуда, перечислила она на пленарном заседании Невского международного экологического конгресса (НМЭК) в пятницу.

Согласно целям национального проекта «Экология», к 2030 году объем захоронения отходов должен сократиться на 50%.

Ранее Абрамченко уже говорила, что нужно не бояться запретительных мер по использованию материалов, которые невозможно переработать. «Мы должны запрещать — не бояться этого делать — использовать и выпускать в обращение неперерабатываемые материалы», — сказала она и уточнила, что к таким материалам можно отнести неперерабатываемые виды пластика, в том числе цветного, коктейльные пластиковые трубочки, одноразовую посуду.

Абрамченко подчеркнула: власти должны стимулировать переработку отходов с извлечением вторичных материальных ресурсов, перейти к раздельному накоплению ТКО. Она добавила, что к 2030 году власти намерены убрать из общей массы отходов 50% вторичных ресурсов, что позволит «на 50% меньше захоранивать отходов».

При этом в феврале сообщалось, что медицинские маски и перчатки в России приравняли к бытовому мусору. Это означает, чти маски теперь «официально» можно выкидывать в мусорки, хотя де-факто все и так это делали с самого начала масочного режима. Между тем экологи предупреждают: маска — это «сложный» мусор, если профильные структуры не займутся созданием системы утилизации таких отходов, Россия может просто «утонуть» в использованных масках.

В проблеме выброшенных масок разбирался «Знак». В день в РФ выпускают 5 млн масок, в конце концов все они оказываются на помойках. По данным российского отделения Greenpeace, за май 2020 года только в Москве образовывалось как минимум 18 тонн потенциально зараженных медицинских отходов, а в остальных городах России эти данные вообще никто не подсчитывал. Правильно утилизовать маски, чтобы не нанести вред окружающей среде, практически невозможно: они сделаны из спанбонда, нетканого материала из расплава полимера. При попадании в окружающую среду он через много лет распадается на микропластик, который никуда не исчезает и накапливается в почве, воде, живых организмах.

В Роспотребнадзоре проблему признают, но единственное, что пока советуют — класть использованную маску в плотный полиэтиленовый пакет и уже в таком виде выносить на помойку. Что будет с этим «отходом» дальше — никто не знает.

Эксперт проекта «Ноль отходов» организации «Greenpeace Россия» Дмитрий Нестеров рассказал, что ситуация с переработкой масок и перчаток в стране действительно сложная, но надежда на улучшение есть. Сейчас есть два способа утилизации масок и перчаток: сжигание с помощью автоклава и последующая дорогостоящая переработка материала. Проблема — в сложности и дороговизне такого способа. Выход экологи предлагают один: производить маски из более простых материалов, которые легче утилизировать и переработать.

Сегодня приемом и утилизацией масок, как и других медицинских отходов, активно занимаются в странах Европы, Таиланде, Индии, Китае. Хотя и в некоторых регионах России пытаются решать проблему. Так, в Москве, Московской и Иркутской областях начали создавать инфраструктуру для сбора от обычных граждан масок, перчаток и других медицинских отходов. Но целостной единой на всю страну системы до сих пор нет.

При этом в апреле стало известно, что в Якутии ученые обнаружили жуков зофобас морио (Zophobas morio), способных перерабатывать пластик. Биотехнологи планируют таким образом популяризировать культуру экологичного мышления в России. По результатам экспериментов, 900 жуков достаточно, чтобы обеспечить переработку пластика для семьи из трех-четырех человек. В ходе эксперимента ученые две недели кормили личинок жуков только пластиком, а затем высушивали их. В личинках и в их экскрементах практически отсутствовал пластик.

Ученые подсчитали, что 100 жуков съедают более 500 миллиграммов пластика за 10-12 часов. А 100 личинок моли за 10-12 часов съедают примерно 100 миллиграммов. То есть зофобас морио расщепляет химический пластик значительно быстрее моли.