Ненависть к другому полу — это проблема не только мужчин, но и женщин

27 августа 2021, 19:00
Если о мизогинии появляется все больше исследований, то о мизандрии литературы пока мало, отмечает социолог Ольга Савинская.

Не только мужчины в нашей стране традиционно не уважают и всячески принижают женщин, но бывает (и не так уж редко) наоборот. Эта тема так или иначе поднималась в российском, а до того — и в позднесоветском обществе. Теперь до изучения этого явления дошли руки у ученых. С корреспондентом «Росбалта» беседует академический руководитель аспирантской школы по социологическим наукам ВШЭ Ольга Савинская.

— Ольга Борисовна, как появилась идея изучения «внутренней мизандрии» — и «с чем ее едят?»

— «Мизандрия» — это нелюбовь или неприязнь женщин к мужчинам. Так же, как «мизогиния» — нелюбовь или неприязнь мужчин к женщинам. Началось-то все с мизогинии, которая больше на слуху. Все-таки, гендерные исследования направлены на усиление позиций слабых и дискриминируемых в традиционном патриархатном обществе, — женщин, прежде всего.

Пять лет назад мы провели исследование феномена «усвоенной мизогинии» — когда женщины соглашаются с принижающими их стереотипами мужского мира и воспроизводят их в собственной речи. Грубо говоря, «женщины против женщин».

— Мол, «бабий ум короткий», «у нас на кухне лучше получается»…?

— В том числе. Есть несколько представлений, идущих еще с давних времен. Главное для женщины — брак, хозяйство и быт. Для женщины чрезвычайно важна внешность — и женские карьеры делаются через флирт и через постель. А лидерство и руководство — дело исключительно мужское. Вот эти «установки» многие наши женщины, социализируясь в патриархатном обществе, приняли.

— Как именно вы это выявляли?

— Возможности наши относительно скромные, многотысячных опросов по жестко выверенной репрезентативной выборке мы проводить не могли. Это такое пилотное исследование, выполненное вместе с коллегой Елизаветой Захаровой.

Сначала мы провели десять глубинных интервью с женщинами разного возраста и социального статуса, отобранных в соцсетях, которые заявляли об интересующем нас поведении. Беседовали достаточно подробно, и даже показывали отрывки из кинофильмов, в которых присутствуют принижающие женщин стереотипы — мы взяли такие картины из фонда мирового кинематографа, как «Улыбка Моны Лизы», «Суфражистка» и «Эрин Брокович».

Ну, и, в частности, мы слышали такие суждения: «Ты приходишь в спортзал, там, значит, бегают девочки в коротеньких шортиках и топиках, они ведь явно пришли не заниматься». Или: «Я, когда вижу женщин на крутых машинах, Porsche Cayenne там, сразу понимаю, откуда она взяла этот Cayenne. Конечно, она не могла на него заработать, будучи молодой девушкой».

На основе этих интервью мы провели — опять-таки через соцсети — уже массовый опрос 380 женщин. Мы им предложили «шкалу Лайкерта» — набор суждений, с которыми им предлагалось согласиться или не согласиться. Результаты оказались не слишком веселыми — с точки зрения равноправия и гендерного сотрудничества.

В прошлом же году мы с коллегой Еленой Пятковой решили — по этой аналогии — начать исследовать отношение наших женщин к мужчинам. Тоже сначала было восемь глубинных интервью, а потом опрос 280 женщин.

— И тут-то нашему брату досталось?

— Можно сказать, что, да, досталось. Оказалось, что женщины очень даже неплохо умеют принижать традиционные достоинства и сильные стороны мужчин, превращая их из достоинств в недостатки. Например, какова первейшая традиционная роль мужа и отца?

— «Добытчик»…

— Правильно. И за то, что он приносит деньги, с него не спрашивают домашних дел. Так вот, теперь не так. Женщины подчеркивают, что дома и в семье все делают и решают они, а муж — «просто кошелек». «Добытчик» утрачивает смысловую роль внутри семьи, его преимущество превращается в недостаток.

На работе оспаривается традиционный образ руководителя, который всего добился. Многие женщины подчеркивают, что главную роль выполняют женщины-сотрудницы, тогда как мужчина-начальник на самом деле ничего не делает, а только присваивает плоды их труда.

По мнению многих опрошенных, мужчины «становятся трусливыми», «очень слабые», «боятся потерять свою зону комфорта», «ничего не могут», «ни рыба ни мясо» и так далее. «Все время мужчин уважали. Идет пара, и женщина по-любому смотрит на своего мужчину. А что сейчас? Идет женщина, а рядом с ней — приложение. Как я часто слышу фразу среди своих знакомых, что он просто осеменитель, и все», — говорилось в одном из интервью.

Если традиционно женщины восторгались знаниями и умениями мужчин — а мужчины восторгались только внешним видом, — теперь это во многом уже не так. Женщины уделяют немалое внимание мужской внешности — и порицают мужскую неряшливость. То, что всегда считалось «брутальностью» и «уличным стилем мужчины», теперь воспринимается как «недотепистость», «неопрятность». Кстати, современные мужские клубы ухода за собой, все эти барбершопы — одна из реакций на это.

И еще важная часть женского мизандристского разговора: мужчина как источник опасности и агрессии. Женщины делились страхами, мол, «в городе по ночам, если кто-то за тобой идет, это наверняка мужчина: бомж, который будет клянчить выпить — или кто-то хочет познакомиться, а тебе это совсем не надо». И так далее, вплоть до насильника.

— Что ж, логично. Обольщаться мужчинам не с чего… А как варьировались эти взгляды среди женщин?

— В обоих исследованиях ни образование, ни статус, ни должность особой роли не играли. Имеет значение только возраст и наличие детей. Чем старше женщина и чем больше детей у нее, что между собой согласуется, тем охотнее она принимает мизандристские установки — и тем критичнее относится к мужскому полу. Молодежь более настроена на равноправие.

А вот что будет дальше с молодым поколением, мы пока не знаем. Или «с возрастом и опытом это уйдет», и побитые жизнью девушки разделят разочарования своих матерей, или же, действительно, новое поколение будет более равноправно. В особенности, мы еще мало знаем о мизандрии — готовясь к исследованию, мы обнаружили, что по данной теме и мировой научной литературы-то совсем немного.

Хотелось бы надеяться, что наши исследования, выполненные скромными силами на небольшой выборке, будут «подхвачены» более мощными социологическими коллективами. В том числе, есть потребность в больших лонгитюдных исследованиях, которые повторяются через годы, с устойчивым составом опрошенных.

Ну, и, конечно, мы считаем, что, прежде всего, надо отходить от языка ненависти, от принижения друг друга. Это относится к обоим полам. «Экспрессивная ненавистническая словесная жвачка» никого из нас не красит.

Беседовал Леонид Смирнов

#Общество #Главное #Всегда актуально #Москва
Подпишитесь