Вряд ли кто-то верил, что фильм «Елки последние», снятый в 2018 году, действительно станет заключительным в раскрученной франшизе Тимура Бекмамбетова. Ее, пожалуй, уже можно назвать авторской вселенной — к тому же незамысловатые посылы и элементы экшена вполне в духе юмористического фэнтези.
Поскольку фильмы исправно собирали кассу, а исполнители ключевых ролей еще достаточно молоды и энергичны, не было никакого резона отказываться от столь надежного источника дивидендов. Тем более что в каждой серии «Елок» содержится масса рекламных интеграций.
И вот спустя два года, основательно изменивших мир, сознание и массовую культуру (увы, не в лучшую сторону), команда Бекмамбетова выпустила фильм «Елки-8», по традиции состоящий из переплетенных между собой новелл. Съемки шли в Перми, Тюмени, Уфе, Саранске, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах. Режиссеров тоже несколько, среди них — Антон Богданов, выступавший в предыдущих «Елках» как актер, и дебютант в большом кино Василий Зоркий. Герои Ивана Урганта и Сергея Светлакова, поссорившиеся в прошлом фильме, снова должны подружиться.
Вообще создание франшиз — это всегда лотерея: сможет ли продолжение оставить такие же яркие впечатления, как первоисточник, или окажется полным разочарованием?
Кстати, культовый фильм «Один дома» тоже решили реанимировать в этом году. И если сравнивать его с «Елками», то несложно отметить некоторую уязвимость новогоднего (на Западе — рождественского) жанра: подобные истории всегда заканчиваются одинаково — хеппи-эндом и встречей главного зимнего праздника. А чтобы растянуть хронометраж на необходимое для широкого проката время, приходится нагромождать детали — в основном гротескные и фантастические. Лишь изредка какому-нибудь новогодне-рождественскому кинопродукту удается придать интриги и индивидуальности.
В «Елках» во главу угла всегда ставился звездный состав актеров, а не сюжет и даже не картинка, которая, впрочем, выглядит вполне неплохо. Поэтому писать отдельную рецензию на сам фильм особого смысла нет (16 декабря он вышел на IVI, часть кинотеатров из-за конкуренции с онлайн-сервисами отказалась от проката). Основное внимание еще перед премьерой оттянули на себя «приглашенные звезды» Филипп Киркоров и Ольга Бузова, для которых участие в проекте стало чем-то вроде «Голубого огонька» или корпоратива с расширенной аудиторией.
Киркоров в одной из новелл сыграл роль сотрудника охранного агентства, похожего на короля российской эстрады, а кроме того, исполнил саундтрек «Раненый», на который режиссер Василий Зоркий снял клип. И это короткое видео очень хорошо отражает эмоциональный настрой, с которым штампуются новые «Елки», а также зрительскую реакцию. Главная эмоция — откровенная и нестерпимая скука, царящая в красочных декорациях. Артист вяло отрабатывает номер, зал уныло слушает. Песня при этом вообще не запоминается, что, впрочем, можно сказать и о большинстве сюжетных линий в последних сериях «Елок».
Появляется в клипе и коллега Филиппа по цеху Ольга Бузова, которая в очередных «Елках» играет себя — по сюжету она прилетает в Тюмень на концерт к открытию аквапарка. Но ее «звезда» уже успела потускнеть. Бузова запускает реалити-шоу о своей личной жизни, пытается осваивать бизнес-сферу, попадает в скандалы и конфликты, претендует на театральные подмостки — однако все это не привносит ничего нового и оригинального в образ, сложившийся несколько лет назад.
В целом ощущение от презентации праздничного фильма весьма тягостное. Хотя оно вполне соответствует духу времени — сейчас у многих уже не осталось сил и поводов для оптимизма. Слишком непредсказуемой стала жизнь из-за влияния пандемии, страх и изоляции расшатывают нервы и чувства людей. В таких условиях нужны более сильные, чем обычно, «антидепрессанты».
В преддверии премьеры Сергей Светлаков заявлял: «События, которые развернутся в этом фильме, не могли бы происходить ни в первой, ни во второй, ни даже в последней части. Время изменилось — поэтому сюжет и шутки будут подстать этим переменам. Юмор в новых „Елках“ станет более дерзким, но это по-прежнему кино, которое создаст праздничное настроение под Новый год для всей семьи».
Однако, похоже, реализовать задумку не удалось. И единственным «сюрпризом» стало само «триумфальное» возвращение «Елок». Но поскольку неожиданность абсолютно дутая, то и триумфа, особенно при непонятной прокатной судьбе проекта, ждать не приходится.
Людмила Семенова