Posted 25 февраля 2022,, 04:00

Published 25 февраля 2022,, 04:00

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Долгое эхо Сочи-2014

25 февраля 2022, 04:00
Роман Трунов
Как и восемь лет назад, олимпийский цикл завершается резким обострением международной обстановки, причем на этот раз человечество сделало более решительный шаг к армагеддону.

Эхо сочинской Олимпиады докатилось до наших дней. Нет, конечно, в данном случае речь идет отнюдь не о допинговых скандалах, в нынешних условиях теме малозначительной, а о дальнейшем ухудшении отношений межу Россией и Украиной, которое в 2014 году началось как раз по окончании тех игр. Как уже повелось с некоторых пор, олимпийский цикл снова завершается обострением международной обстановки, в результате чего мир сделал последний шаг к большой войне.

В четверг Международный олимпийский комитет осудил действия России, начавшей 24 февраля «специальную военную операцию» против Украины. По мнению МОК, это стало нарушением олимпийского перемирия, которое началось за семь дней до начала Олимпийских игр, 4 февраля, и заканчивается через семь дней после закрытия Паралимпийских игр,13 марта 2022 года.

Даже спустя время по приметным вехам несложно восстановить ход событий, приведших к нынешнему положению вещей. 7 февраля 2014 года президент Украины Виктор Янукович присутствовал на открытии XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. 23 февраля 2014 года главным в Киеве уже стал Александр Турчинов, а церемония закрытия, как тогда думалось, сверхуспешной для России Олимпиады проходила под аккомпанемент победившего Евромайдана.

Нетрудно понять, какое впечатление это произвело на Владимира Путина. Казалось бы, Кремль сделал все возможное, чтобы остановить дрейф Украины в направлении Европы. А тут такое, можно сказать, отступничество со стороны некогда братского народа и трусливого Януковича, да еще и в момент российского олимпийского триумфа.

Но так было не всегда. Все девяностые годы олимпийские баталии не перерастали в конфронтацию между представителями недавно еще единого советского народа. На зимней Олимпиаде, прошедшей в 1992 году во французском Альбервилле, Объединенная команда, составленная из спортсменов из бывших союзных республик, заняла второе место в медальном зачете, пропустив вперед только олимпийскую сборную Германии. И надо заметить, что подобная сравнительная неудача не стала поводом для вздорных обвинений в адрес международного спортивного сообщества, якобы идущего на поводу у коварного Запада.

Через два года в норвежский Лиллехаммер приехала уже олимпийская сборная России. Но несмотря на откровенную неудачу российских хоккеистов, впервые не попавших в число призеров, в общем медальном зачете наша национальная команда заняла первое место, а в фигурном катании российские спортсмены первенствовали сразу в трех дисциплинах, чего не удавалось даже советским фигуристам. И только в женском одиночном катании чемпионкой стала украинка Оксана Баюл. Правда, и за нее многие россияне болели, словно за представительницу своей страны. Это было время, когда даже в страшном сне не могло присниться, что украинские власти запретят своим спортсменам общаться с их российскими коллегами.

Однако постепенно советский задел в спорте заканчивался. И уже на зимних Олимпийских играх, состоявшихся в 1998 году в японском Нагано, национальная сборная России, опять-таки впервые, опустилась на третье место. Единственным обстоятельством, несколько скрасившим чувство досады, стало «серебро», полученное российскими хоккеистами. Ведь это был первый олимпийский турнир, на который были допущены игроки из НХЛ. Впрочем, это еще и был первый и последний финал с участием российской сборной в ту пору, когда на Белую олимпиаду приезжали сильнейшие хоккеисты мира.

В двухтысячные годы в российский спорт пришли большие деньги. Кроме того, как в советские времена, этот вид человеческой жизнедеятельности стал использоваться в пропагандистских целях, в частности, для легитимации складывающегося политического режима. И сразу начались обиды на всех и на вся, которые до сих пор сопровождаются непрекращающимися скандалами. Вот только, в отличии от своих советских предшественников, поднять спорт, как теперь понятно, российские власти так и не сумели.

Так что не было ничего удивительного в том, что в 2002 году на зимней Олимпиаде в американском Солт-Лейк-Сити в неофициальном командном зачете сборная Россия опустилась еще ниже — на пятую строчку. Те игры, кстати, стали одними из самых скандальных в истории олимпийского движения. Немало спортсменов попалось на допинге, в том числе и знаменитые российские лыжницы Лариса Лазутина и Ольга Данилова. А в фигурном катании произошло беспрецедентное событие — золотыми медалями была награждена не только российская пара Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, но и их соперники из Канады Жами Сале и Давид Пеллетье. В довершении всего юридические власти США обвинили в подкупе судей в пользу российских фигуристов бизнесмена Алимжана Тохтахунова.

Четыре года спустя на зимних Олимпийских играх в итальянском Турине для российской сборной все прошло довольно гладко. В медальном зачете она была четвертой. Но, как оказалось, это было всего лишь затишье перед будущей бурей.

В 2010 году, когда зимняя Олимпиада проходила в канадском Ванкувере, президентом России числился Дмитрий Медведев. Именно при нем случился первый по-настоящему крупный провал в истории российской олимпийской команды, откатившейся на одиннадцатое место. В фигурном катании у россиян не было ни одного золота, а наши хоккеисты вылетели из турнира еще в четвертьфинале, проиграв с разгромным счетом 3:7 канадцам. И вскоре разгневанный Медведев выгнал с должности президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева, бывшего тренера по горным лыжам Владимира Путина, который, правда, к тому времени уже явно предпочитал хоккей.

Очень похоже на то, что российские власти целиком и полностью учли уроки Ванкувера. Ведь опозориться на родной земле, в Сочи, было ни в коем случае нельзя. И для победы было сделано все. И эта победа пришла. Однако после всех последующих разоблачений поверить в ее честность многим так же трудно, как и в непредопределенность российских выборов.

В наказание за сочинские выкрутасы российского начальства на зимние Олимпийские игры 2018 года в южнокорейский Пхенчхан поехала уже не сборная России, а так называемые «Олимпийские спортсмены из России», лишенные гимна и флага. Результат не заставил себя ждать — тринадцатое место в неофициальном общекомандном зачете. Как оказалось, и катастрофический провал в Ванкувере еще не был пределом. Впрочем, по большому счету, дело было, конечно, не в отсутствии национальной символики, а в той затхлой атмосфере и полной безнадеге, которая характерна для современной РФ.

Порой создается впечатление, что госпропаганда черпает примеры из советских анекдотов. Помните, был один такой: Хрущев и Кеннеди бежали стометровку. Советский руководитель, разумеется, проиграл более молодому сопернику. Однако на следующий день все газеты в СССР вышли с заголовком «Товарищ Никита Сергеевич Хрущев участвовал в международном забеге и занял почетное второе место. Американский президент пришел предпоследним».

Вот и недавно ТАСС опубликовал информационный материал под названием «Сборная России стала второй по завоеванным медалям на Олимпийских играх», в котором говорится, что в Пекине российские спортсмены «завоевали 32 медали» и превзошли «лучшее достижение сборной СССР — 29 медалей на Олимпиаде 1988 года в Калгари». Правда, вся разница заключается в том, что в Канаде были разыграны 46 комплектов наград (то есть советская команда выиграла примерно 21% всех медалей), тогда как в Китае — 109 комплектов наград (то есть российская команда выиграла примерно 9,8% всех медалей). Но наш «Хрущев» тем не менее все равно пришел вторым.

Из этой же серии и малооправданные сравнения пресловутого российского ультиматума США и НАТО с Карибским кризисом. Наверное, кому-то очень хочется по-прежнему бегать наперегонки с президентами Соединенных Штатов, однако слишком многое говорит о том, что время, когда равное политическое соперничество было возможным, скорее всего, безвозвратно ушло. К сожалению, видимо, это относится и к олимпийском достижениям России. И никакие деньги здесь не помогут.

Роман Трунов