Posted 8 апреля 2022,, 11:05

Published 8 апреля 2022,, 11:05

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Запад вырвал «дирижерскую палочку» у России в Карабахе?

8 апреля 2022, 11:05
Глава Евросовета Шарль Мишель стал значимой фигурой в азербайджано-армянском урегулировании, даже потеснив Путина.

Запад нашел очень точный момент для устранения России, занятой украинской проблематикой, из процесса урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, хотя именно усилиями Москвы активным военным действиям между противными сторонами был положен конец в ноябре 2020 года. Правда, с тех пор, в прошлом месяце, в зоне ответственности российских миротворцев в Карабахе, произошло вооруженное столкновение, в котором Баку обвинил армянскую сторону, а последняя — азербайджанскую. Однако факт остается фактом — миротворцы либо не отреагировали на открытие огня, либо их реакция была недостаточной. О чем это говорит? Разумеется, о их «недееспособности», которая многим на руку — особенно на фоне украинских событий.

Итак, премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев провели в Брюсселе трехсторонние переговоры с участием председателя Европейского Совета Шарля Мишеля — инициатива встречи, по официальным данным, принадлежала последнему. Но в ее канун госсекретарь США Энтони Блинкен пообщался по телефону с Алиевым и Пашиняном и, как сообщает Госдеп, подчеркнул, что «сейчас не время для дальнейшей эскалации в регионе». Он поддержал предстоящие переговоры, выразил готовность США помочь, «вовлекшись двухсторонне и с партнерами, которые мыслят схожим образом». Последняя загадочная формулировка расшифрована не была.

От России в переговорах, понятно, никто не участвовал, и эту горькую для нее пилюлю «подсластил» Пашинян, заявив по возвращении домой, что РФ и ЕС выразили готовность содействовать работам по делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном. Комментарий Москвы был крайне скупым: пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Кремль позитивно оценивает и приветствует подготовку к мирным переговорам Азербайджана и Армении (соответствующая договоренность была достигнута в Брюсселе). При этом он предрек «продолжительность» процесса.

Так о чем договорились Алиев и Пашинян при посредничестве Мишеля? На заседании армянского правительства Никол Воваевич рапортовал, что столковался с Алиевым начать подготовку к мирным переговорам по делимитации и демаркации границы. Позиция Еревана, сказал он, состоит в том, что между двумя республиками существует (оказывается!) «де-юре граница еще с советских времен», и работы по ее разделу «надо начать этой констатацией и попытаться достичь решения, параллельно принимая меры по обеспечению безопасности и стабильности».

Для этого будет создана специальная комиссия, наделенная двойным мандатом — то есть по собственно разделу границы и обеспечению безопасности и стабильности по ее периметру. «Есть территории Республики Армения, которые находятся под контролем Азербайджана, есть территории Азербайджана, которые находятся под контролем Армении, и эти вопросы должны быть решены по итогам переговоров, на основе де-юре обоснованных констатаций и имеющих правовое значение фактов», — вот такое кучерявое разъяснение представил Пашинян.

Более внятную информацию распространили азербайджанские СМИ, перечислив часть тезисов Алиева в качестве базовых принципов для окончательного урегулирования. Это: взаимное признание государствами суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности своих международных границ и политической независимости друг друга; взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий государств друг к другу и принятие на себя юридического обязательства о том, что такие претензии не будут предъявлены в будущем; воздержание от угроз безопасности друг друга в межгосударственных отношениях, использования угроз и силы против политической независимости и территориальной целостности, а также других обстоятельств, не соответствующих целям Устава ООН.

Кроме того: делимитация и демаркация государственной границы, установление дипломатических отношений; открытие транспортных маршрутов и коммуникаций, создание других соответствующих коммуникаций и налаживание сотрудничества в иных областях, представляющих взаимный интерес.

Азербайджанские источники указывают на «главное достижение» президента АР: в итоговом документе не упоминается ни упраздненная Алиевым территориально-административная единица под названием «Нагорный Карабах», ни Минская группа ОБСЕ, одним из сопредседателей которой, напомним, является и Россия. В принципе, на поверку оказалось, что эта структура была абсолютно бесполезной.

Создается впечатление, что именно ЕС формирует прямой армяно-азербайджанский формат переговоров, однако под собственным надзором, что можно было бы приветствовать, если не два «но»: соперничество и лоббирование внутри самого Запада за модерацию в урегулировании конфликта и старания довести в этом деле до минуса участие России. Но об этом — ниже.

Здесь же о том, что армяне предчувствовали: вопрос Карабаха остался не просто в подвешенном состоянии, а его как бы и нет. В аккурат к отъезду Пашиняна в Брюссель армянская оппозиция провела в Ереване уже несколько позабытый по численности (по разным данным — 10-12 тыс. участников) митинг, на котором озвучила свои опасения, что «Алиев пронесет свое, и Пашинян даже не пикнет». То есть примет все условия Баку.

Организаторы акции — оппозиционные парламентские блоки «Армения» и «Честь имею» — заявили, что республику за спиной армян «продают по частям». Вице-спикер парламента Ишхан Сагателян сказал, что общество готовят к новым уступкам Азербайджану, и «делается это посредством внушения народу, что тот слаб и не может отстаивать территориальную целостность Армении». К войне никто не призывал, но «отказываться от Арцаха (Карабах)» тоже не желал.

Оппозиция требует «исключить любой статус Арцаха в составе Азербайджана», не открывать коридоры под предлогом разблокирования коммуникаций за счет суверенитета и территориальной целостности Армении; «не подписывать никаких договоров с Азербайджаном, препятствующих реализации права Арцаха на самоопределение без ограничений». Но, судя по договоренностям в Брюсселе, армянская оппозиция, грубо говоря, напрасно парится.

Постконфликтная мирная повестка уже сформулирована в Брюсселе под бдительным оком Мишеля, хотя, строго говоря, ранее она была определена в трехстороннем заявлении президентов России, Азербайджана и премьера Армении еще в ноябре 2020 года, однако ее выполнение в полном объеме достигнуто не было. И инициативу (благо, время сейчас самое «подходящее») у России, которая традиционно долго запрягает, перехватил Запад. И Москве, в силу острейшей с ним конфронтации, отыграть свои позиции вряд ли удастся — украинские события этому не благоприятствуют.

Между тем миротворческую миссию в Карабахе выполняет Россия, и вовсе сбросить ее со счетов тоже не получится. По идее, исключение РФ из процесса урегулирования и выполнения брюссельских благих намерений не должно, на перспективу, устроить ни Алиева, ни Пашиняна: расстановка сил на геополитической «доске» столь стремительно меняется, что делать ставку только на один центр менторства (коллективный Запад) контрпродуктивно, да и чревато. Но Алиев форсирует события, пользуясь моментом, в чем его трудно упрекнуть. Вопрос в том, дальновидно ли это в контексте «трудных времен» для России. А также и в том, что гарантий выполнения договоренностей «по написанному» тоже нет.

Так что Ереван, не исключено, будет тянуть время, и более всего из-за того, что армянская общественность не расположена отказываться от всего Карабаха. И если Пашинян все же подпишется на «такое», он наверняка лишится власти, что еще больше затянет процесс урегулирования.

Словом, армяне, мягко говоря, «озабочены»: договоренности в Брюсселе снова резко пошатнули доверие к Пашиняну. Так что с модераторством — будь то России или Запада — устойчивого мира в регионе ожидать явно преждевременно.

Ирина Джорбенадзе