Posted 7 сентября 2022,, 09:20

Published 7 сентября 2022,, 09:20

Modified 1 февраля, 19:15

Updated 1 февраля, 19:15

Дмитрий Прокофьев. Кому нужны российские «стейблкойны»?

7 сентября 2022, 09:20

Россия с некоторыми дружественными странами работает над созданием клиринговых площадок для трансграничных расчетов в стейблкойнах, обеспеченных реальными активами. Об этом сообщил Алексей Моисеев в рамках ВЭФ.

Довольно неожиданно слышать такие вещи от заместителя министра финансов — что существуют какие-то «стейблкойны», обеспеченные «реальными активами». Это что за активы такие?

Вообще, ценность валюты определяется людьми, которые хотят ее принимать в уплату за свои товары. С точки зрения экономической теории «стейблкойн, обеспеченный реальными активами», — это расписка, точнее, обязательство передать ее предъявителю определенное количество биржевого товара («реального актива»).

Но почему мы думаем, что продавцы товаров, необходимых РФ, захотят принимать в уплату вместо «живых денег» расписку, на которой будет написано обязательство отгрузить предъявителю килограмм золота или цистерну нефти (реальные активы в РФ — это, видимо, сырье, а что же еще?)

Допустим, кто-то примет в уплату за свои товары «стейблкойн», привязанный к стоимости бочки российской нефти. И куда он с ним пойдет? В Индию или Китай? Так эти страны и так покупают нефть из РФ с большой скидкой. Значит, нефть, «заложенная» в такой стейблкойн, должна быть еще дешевле по отношению к проданным товарам?

Что-то не верится мне, что замминистра мог действительно предлагать кому-то принимать в уплату «реальные стейблкойны». Потому что замминистра дальше сказал так: «Сейчас нет прямых препятствий для расчетов в криптовалюте с точки зрения трансграничных платежей. Вопрос стоит только в том, как переводить криптовалюту в фиат».

Вот эта фраза показывает, что сам замминистра ни в какие «стейблкойны, обеспеченные реальными активами», не верит. И правильно понимает, что продавец, даже получив такую штуку на кртиптокошелек, первым делом захочет перевести стейблкойны в «фиат» — то есть в доллары, юани или даже рупии. Но для этого нужны желающие обменивать фиат на российские «цифровые расписки».

А таких желающих, судя по всему, немного. Потому что если бы желающие были, замминистра не увидел бы в таком обмене никаких «вопросов».

Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»