Американцы еще только начинают осознавать, в какой грандиозный конфликт с далеко идущими политическими, экономическими и эмоциональными последствиями втягивает их раскол внутри Республиканской партии, который уже привел к первой в истории отставке спикера Палаты представителей Конгресса — третьего по значению человека в государственной иерархии США после президента и вице-президента.
Напомним, что спикер Кевин Маккарти, который получил этот пост в январе 2023 года только с пятнадцатой попытки, во вторник был уволен 216 голосами конгрессменов против 210, причем единодушно выступивших против него демократов поддержали семь республиканцев из числа наиболее радикальных сторонников Дональда Трампа. Именно их голоса и стали той соломиной, которая «сломала спину слону» (символу Республиканской партии).
Инициировал голосование по отставке однопартиец Маккарти Мэтт Гейц. Среди претензий к спикеру было принятие временного бюджета федерального правительства, позволившее США избежать прекращения финансирования правительства (шатдауна), что привело в ярость радикальных республиканцев. Также Маккарти вменяли в вину якобы существовавший сговор с президентом США демократом Джо Байденом — одобрение «секретной сделки» по выделению помощи Украины.
Конгресс, оставшись без избранного спикера, оказался практически парализован — у временного сменщика Маккарти, которым стал его ближайший соратник Патрик Макгенри, нет практически никаких полномочий. Что делать дальше, никто не знает — как пишут американские СМИ, Конгресс «заплыл в неизведанные воды». Предыдущий раз Палата представителей голосовала за предложение освободить кресло спикера в 1910 году, но тогда республиканцу Джозефу Кэннону удалось сохранить должность.
Если вашингтонские политические обозреватели описывают разыгравшуюся на Капитолийском холме драму как «историческое зрелище, равнозначное наступлению на грабли в преддверии года выборов», ее непосредственные участники используют куда более крепкие выражения.
«Буду очень откровенен. Я думаю, если бы мы остались вместе на встрече вчера вечером, вы бы увидели, как люди бьют друг друга кулаками», — так конгрессмен Гаррет Грейвс в интервью программе CNN The Lead описал обстановку на конференции Республиканской партии, созванной после отставки Маккарти. «Очень надеюсь, что мы действительно не приступим к какому-либо физическому насилию или чему-то в этом роде», — вторит ему конгрессмен Стив Вомак. «Это позор, который в ноябре следующего года (на президентских выборах) повредит нашей собственной партии», — говорит конгрессмен Дон Бэкон.
Бунт малочисленной группы трампистов, уже прозванной «фракцией хаоса», стал настолько большой неудачей республиканцев, какую они только могли себе представить. Работа Конгресса остановилась в крайне важный момент. Преемнику Маккарти, избрание которого может затянуться на несколько недель, придется с нуля выстраивать консенсус в Палате представителей почти по всем важным вопросам, включая контроль над расходами правительства, охрану границы с Мексикой, а также продолжение поддержки Украины, которое ее президент Владимир Зеленский на встрече с сенаторами охарактеризовал как «вопрос жизни и смерти».
В Белом доме, глава которого Джо Байден всего несколько дней назад выразил уверенность, что Маккарти обеспечит успешное голосование по вопросу о дополнительной помощи Киеву, крайне обеспокоены «анархией, охватившей Конгресс». Но и там пока не понимают, как гасить пожар. Так что в ход идет риторика, подобная этой: «Если Палата представителей примет решение избрать спикера, который будет бороться против финансирования Украины, об этом решении напишут в учебниках истории».
Некий высокопоставленный советник по международным делам рассказал изданию Politico, что после свержения Маккарти он отправлял в Белый дом несколько чрезвычайных сообщений о будущих перспективах помощи Украине и общался с техническими специалистами о том, что они могут сделать, причем «эти разговоры были удручающими».
В свою очередь, два американских чиновника, знакомых с ходом обсуждения помощи Киеву, отметили, что у Минобороны США осталось оружие на сумму около $5,4 млрд для передачи ВСУ, но у него быстро заканчиваются деньги на пополнение собственных запасов. «Если Украина скажет, что ей действительно нужна помощь прямо сейчас, Пентагон, возможно, сможет ее дать, но не сделает этого, если будет не в состоянии пополнить свои запасы», — говорят они.
При этом ни у кого нет сомнений, что новому спикеру Палаты представителей обязательно придется заручиться поддержкой сторонников жесткой линии в отношении помощи Киеву.
В выигрыше от всей этой кутерьмы пока только Дональд Трамп. Экс-президент для порядка выразил непонимание, почему «республиканцы всегда воюют между собой», после чего отверг идею, что он сам может стать спикером вместо Маккарти, заявив, что намерен полностью сосредоточится на президентской гонке. (Чуть позже он передумал, и заявил, что готов на короткий срок сесть в кресло спикера, пока не будет найдена другая кандидатура).
При этом даже среди его недоброжелателей в элите Республиканской партии растет число тех, кто теперь готов признать неизбежность выигрыша Трампом праймериз, после чего его придется официально выдвинуть кандидатом в президенты и отправить на битву с Байденом.
Пока в Вашингтоне воцарилось что-то весьма близкое к панике, в Нью-Йорке нервничают на Уолл-стрит. У Конгресса не так много времени, чтобы выбраться из кризиса — 17 ноября истекает действие закона о продлении финансирования правительства, который 30 сентября пришлось подписать Байдену.
Внезапная отставка Маккарти подорвала веру финансового сектора в способность конгрессменов управлять законодательным процессом. «Просто шок, как быстро это произошло», — восклицает бывший топ-менеджер Citi Тед Ярбро. «Потрясения в Вашингтоне похожи на танцы на сцене, которая вот-вот рухнет», — добавляет главный инвестиционный директор Arch Capital Group Кристин Тодд.
Влиятельные люди с Уолл-стрит, от которых в значительной степени зависит финансирование республиканцев (как, впрочем, и демократов), практически открытым текстом говорят, что любой кандидат в спикеры теперь должен не просто объяснить, как стало возможным то, что произошло во вторник, но и пообещать, что подобное никогда не повторится.
Михаил Макаров