Posted 13 февраля 2012,, 14:15

Published 13 февраля 2012,, 14:15

Modified 1 апреля, 02:44

Updated 1 апреля, 02:44

Вакцинация была фальсификацией?

13 февраля 2012, 14:15
Заболеваемость петербуржцев корью начинает бить рекорды — уже подтверждено 124 случая. Однако тревогу вызывает тот факт, что болеют корью те, кто болеть ею не должен, — например, медики, для которых вакцинация обязательна.

Заболеваемость петербуржцев корью начинает бить рекорды — уже подтверждено 124 случая. Однако тревогу вызывает тот факт, что болеют корью те, кто болеть ею не должен, — например, медики, для которых вакцинация обязательна. Эксперты допускают случаи фальсификации прививок.

Детская болезнь приобретает в Петербурге совсем недетские масштабы. За месяц после первого случая заболевания (13 января 2012 года) количество заболевших корью в Петербурге, по данным на 13 февраля, достигло 124 человек. Как сообщили «Росбалту» в Управлении Роспотребнадзора, диагноз «корь» поставлен 88 детям и 36 взрослым. Как отмечается, случаи заболевания корью фиксируются уже вне непосредственного очага инфекции, который, напомним, находился в Детской городской больнице №1 на Авангардной улице.

Так, сейчас корью болеют в Морском техническом колледже, в двух детских садах Кировского и Красносельского района №№37 и 9 соответственно, в Санкт-Петербургском научно-практическом центре медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта, а также в медико-техническом колледже, студентом которого был 16-летний мальчик, ставший источником распространения инфекции (об этом можно прочитать здесь). Зафиксирован также пока один «привозной» случай кори в общежитии СПбГУ на Кораблестроителей, 20. Заболевшего студента госпитализировали, но есть все основания опасаться, что корь пойдет и дальше — после каникул студенты возвращаются в общежития и на учебу, а корь для непривитых заразна на 100%.

Кроме того, в Городской инфекционной больнице им. Боткина лечатся от кори 16 взрослых пациентов, 9 из которых, кстати, являются медиками. И именно этот факт вызывает особые опасения у специалистов, поскольку медицинские работники, входящие в группу риска наряду с педагогами, работниками торговли и общепита, социальными работниками, подлежат обязательной вакцинации. Получается, что заболевшие врачи и медсестры либо не были привиты, либо их данные о вакцинации были фальсифицированы, либо качество вакцины было, мягко сказать, сомнительным.

«Почему заболевают медики — это сейчас самый хороший вопрос, - сообщил «Росбалту» врач-инфекционист Городской инфекционной больницы им. Боткина Олег Парков. - Вообще эта категория — одна из самых сложных. Они же врачи, всегда все знают, но прививаются весьма неохотно, пока гром не грянет. И лично я, например, не исключаю фактов фальсификации прививок среди медиков. Потому что болеют только те, кто не привит или привит однократно».

Как это делается, «Росбалту» рассказал знакомый врач.

«Нас действительно обязывают делать прививки. В частности, в числе обязательных: корь, дифтерия и гепатит. Две последних заразы есть реальный шанс подхватить, ежедневно общаясь с массой пациентов. Но кори в Петербурге не было больше 10 лет, поэтому большинство врачей старше 30-ти про эту корь и забыли. У меня, например, последняя прививка от кори датируется … 1968 годом, кажется. Те, кто приходят сейчас работать, должны показывать сертификат о прививках своему непосредственному начальнику. Но, во-первых, такой штампик в книжечке стоит коробки конфет знакомой медсестре — если лень или некогда делать прививку. Во-вторых, теоретически надо идти проверять свой иммунный статус по кори, а подобная процедура, в отличие от самой прививки, уже платная», - рассказал доктор.

Реальность и «сроки годности» прививок теоретически должны контролировать непосредственные начальники учреждений. Однако на днях корреспондент «Росбалта» был свидетелем того, как педагоги опрашивали друг друга насчет сделанной прививки от кори. Ответ сводился к следующему: «Напиши, что у меня сделана!».

Впрочем, не все такие безответственные. Как рассказали «Росбалту» специалисты, представители групп риска потихоньку уже потянулись в лаборатории — проверять свой иммунитет. По словам экспертов, проверяются до 200 человек ежедневно.

Эксперты допускают и другой вариант развития событий: есть вероятность, что в ряде случаев вакцина, которую кололи заболевшим, могла быть просто-напросто испорченной — например, она могла храниться в теплом месте, что недопустимо. А поскольку кори у нас давно не было, то никто на такое нарушение и внимания не обратил — до поры до времени.

«Такой случай в Петербурге маловероятен, допускаю его с трудом — все-таки мы в Петербурге, а не в какой-нибудь дыре живем», - считает Олег Парков, бывший, кстати, в недавнем прошлом начальником эпидотдела Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу). Впрочем, у нас возможно и такое, хотя больше эксперты склоняются все-таки к «липовым» сертификатам, нежели к испорченным вакцинам.

В данной ситуации к медикам возникает очень много вопросов. Недооценили, пустили на самотек, проявили непрофессионализм — это наиболее мягкие характеристики их деятельности. Примечательно, что управленцы делали вид, что ничего не происходит, до тех пор пока скандал на Авангардной не попал в СМИ — то есть спустя почти 10 дней после начала «коревого» кризиса. Затем, напомним, в ДГБ №1 были обнаружены многочисленные нарушения санитарных норм и правил, из-за чего корь и получила такое стремительное развитие: отделение, куда был госпитализирован заболевший 16-летний подросток, не было изолировано от других отделений больницы; в палатах тесно, нормативная площадь занижена. Кроме того, в общих палатах размещались дети различных возрастов, что является нарушением санитарных требований.

"Больной корью 16-ти лет был помещен в общую палату с детьми до 1 года, не привитыми против кори по возрасту, — отмечают в Управлении. — Диагноз кори установлен на поздних сроках заболевания, в связи с чем больной не был своевременно изолирован в боксированное отделение больницы (напомним, врачи не могли вычислить корь в течение 5 дней)». Эксперты также отмечают, что больничные врачи не уделили должного внимания сбору эпидемиологических сведений. Между тем, как стало известно "Росбалту", заболевший мальчик являлся студентом медицинского колледжа и сознательно информировал врачей ДГБ о том, что, будучи в гостях у родных на Северном Кавказе, контактировал с больной корью сестрой. Однако и эту информацию медики по непонятным причинам не приняли к сведению. Отсутствие настороженности медицинского персонала в отношении выявления кори, несвоевременное проведение противоэпидемических мероприятий привели к внутрибольничному распространению кори среди пациентов и персонала больницы, - говорится в официальной информации Роспотребнадзора.

Специалисты категорически опровергают активно ходящие слухи о том, что «мы привиты, а все равно заболели».

«Такого просто не может быть, - говорит Олег Парков. - Если прививка сделана так, как положено — двукратно, - то шанс заболеть ничтожен. Значит, либо прививка была сделана однократно, либо это была прививка не от кори, а, например, от краснухи (к сожалению, часто люди забывают либо путают, от чего именно прививались), либо человек был просто не привит».

Как уточняют специалисты, прививка даже на третий день после контакта с заболевшим поможет избежать кори и, главное, ее опаснейших осложнений — менингоэнцефалита, миокардита и пневмонии. Обязательны прививки от кори тем, кто корью не болел, кто не прививался от нее или прививался однократно, а также тем, у кого нет сведений о вакцинации. Детям прививка делается двукратно в 12 месяцев и 6 лет, взрослым — от 1954 года рождения и моложе. Впрочем, ничего иного сейчас не остается: по словам специалистов, эпидемический рост очевиден, и быстро корь из Петербурга не уйдет.

Марина Бойцова