Posted 1 июня 2013,, 19:56

Published 1 июня 2013,, 19:56

Modified 31 марта, 18:50

Updated 31 марта, 18:50

Курили и курить будут?

1 июня 2013, 19:56
С 1 июня вступил в силу антитабачный закон. «Росбалт» выяснил у петербуржцев-курильщиков, как они относятся к массированной атаке властей на вредные привычки граждан страны. Как выяснилось, многие совсем не против нововведений.

Вступил в силу антитабачный закон, один из самых обсуждаемых документов, разработанных в Госдуме за последний год. С 1 июня 2013 года россиянам запрещено курить в учебных и медицинских учреждениях, на спортивных и культурных объектах, в городском и пригородном транспорте, у входов в метро и вокзалы, в зданиях органов государственной власти и в муниципалитетах. Через полгода обещали поднять акцизы на табачную продукцию, а через год список запретных для курильщиков мест пополнится предприятиями общепита, поездами дальнего следования и вокзальными перронами. «Росбалт» выяснил у петербуржцев-курильщиков, как они относятся к массированной атаке властей на вредные привычки граждан страны. Как выяснилось, многие совсем не против нововведений.

Некоторые петербуржцы, обсуждая с репортером «Росбалта» новое антитабачное законодательство, обращаются к опыту стран Европы. Правда, в разных контекстах. 25-летний Дмитрий считает, что в России запрет на курение не приживется, как в Чехии — там похожий закон отменили через год после вступления в силу.

«У нас менталитет такой, что все курят, и всем, в принципе, наплевать на такие вещи. Я, конечно, постараюсь соблюдать закон, потому что прекрасно понимаю некурящих людей, у меня много знакомых не курит, — считает Дмитрий. — Но это вещь, к которой мы прижились и привыкли, покурить сигарету, выйдя из метро, — уже чисто машинальный ритуал».

Сам молодой человек планирует отказаться от вредной привычки только в том случае, если сигареты среднего качества будут стоить не около 50 рублей, как сейчас, а значительно больше. 32-летний Валерий тоже не собирается отдавать кучу денег за пачку и советует переходить на самокруточный табак — заядлые курильщики Европы якобы поступают именно так.

«Сигареты покупать там дорого, многие курят самокрутки, потому что так выходит дешевле, — рассказывает он. — Если пачка будет стоить 200-300 рублей, я тысячу раз подумаю, нужно оно мне или нет. А так, чтобы просто запрещать курить в определенных местах, рядом со скоплениями людей — это тупо: отошел, никому не мешаешь, куришь. Сейчас и так много где нельзя курить - в метро, магазинах - и это логично и понятно».

Валерий считает, что потребители и реализаторы табака будут обходить закон теми или иными способами. Наглядный пример: знающие люди всегда могут показать, где купить пиво после 23:00.

«У нас полдома знает магазин, в котором единственное, что изменилось после введения запрета на продажу алкоголя, — вход «переехал» на другую сторону здания. И там полный ассортимент, «проверенным людям» продают не только пиво, но и водку, и вино, и все остальное. Спасет только заоблачное повышение цен, но все равно я думаю, как-то это пройдет по-грамотному, и сигареты будут нормально продаваться».

«Я, в общем-то, и так этот закон соблюдаю. Возле людей не курю, на остановках тоже, он на меня не повлияет. Бросать пока не собираюсь, а там жизнь покажет, — рассказал 22-летний Андрей. — Закон мне не нравится. Я читал, там все постепенно собираются вводить — запреты, штрафы. В будущем бухать в баре будет можно, а курить — нельзя. Такое впечатление, что они занимаются бичеванием курильщиков, хотя у них такое же право на вредные привычки, как у всех».

Петербурженка Ксения, напротив, считает, что государство имеет полное право решать — какие привычки нужно пресекать, а какие оставить на совести их обладателей.

«Пастырь обязан пасти свою паству, на то оно и государство, чтобы управлять и судить, — говорит Ксения. — Просто многие не могут бросить по своей воле. Если ничто не помогает, ни сила воли, ни Аллен Карр, то, в конце концов, пора вмешаться государству, которое обрубит им лазейки. Для кого-то это действительно может стать фактором отказа».

Хотя девушка и курила в ходе беседы с корреспондентом, она заявила, что взяла сигарету в руки впервые после долгого перерыва из-за стресса. Борцов с табаком она тоже поддерживает, потому что раздражает летящий в лицо чужой дым, особенно в те моменты, когда она гуляет с ребенком.

По мнению 24-летнего Ильи, соблюдать законодательно закрепленные запреты россиянину помешает менталитет. Он рассказал историю о том, как участвовал в возлияниях с финскими музыкантами в одном из баров в Хельсинки; в питейном зале нельзя было курить, а в курительную комнату нельзя было проносить напитки и еду. Илья, не увидев поблизости охранников, решил не обращать внимания на эти правила и направился покурить с бокалом в руке.

«Пьяные в хлам инди-рокеры мне говорят: пиво тут оставь, мы там не пьем, — вспоминает Илья. — Хотя рядом никого нет, никто не смотрит. В России просто нет такой правовой культуры. Если человек пьяный, он будет курить, где захочет».

Молодой петербуржец сам курит около шести лет, но закон одобряет: по его словам, рано или поздно у него будут дети, и он бы не хотел, чтобы они видели зависимых от вредной привычки на каждом шагу. У гостя Северной столицы Юрия — мужчины за 50 — более внушительный стаж курильщика. Но закон он тоже категорически одобряет и собирается соблюдать.

«К закону отношусь крайне положительно. Может, хоть из-за него брошу, — рассказал мужчина. — Я со второго курса института курю, сами понимаете — очень давно, и работа тоже бросить не дает. У нас мужской коллектив, куда ни зайди, хоть топор вешай».

Юрий считает, что эффективность антитабачного закона будет примерно на том же уровне, что и ПДД для пешеходов: россияне никогда не перестанут переходить улицы в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора. Тем более, что курение на остановке, несмотря на запрет, не приведет к трагическим последствиям, в то время как неожиданно выскочивший на проезжую часть пешеход ставит под угрозу и собственную, и чужие жизни.

22-летний Артур сомневается в том, что полицейские будут эффективно, а главное, — честно гонять курильщиков от входов в метро и выписывать им штрафы.

«Народ у нас в стране ленивый, если поставить их в жесткие условия и действительно контролировать, то многие решат — ну его, лучше бросить, чем платить и за сигареты, и по штрафам, — думает он. — Но тут должен эффективно работать и контролирующий аппарат, у меня большие сомнения насчет того, как это будет фиксироваться — можно тебе или нельзя там курить. У нас это может превратиться в еще одну статью небюджетного дохода для полиции».

Гражданин Белоруссии Алексей, несколько лет постоянно живущий в Петербурге, считает запрет на курение в общественных местах абсурдным. Сам он — убежденный трезвенник и часто замечает, что правоохранители не могут справиться со всеми, кто распивает на улицах алкоголь. Теперь к ним прибавляется еще одна контрольная группа, как уследить за всеми нарушителями — непонятно. А еще нужно находить время на гуляющих на свободе преступников.

«Если вы хотите, чтобы закон работал, сделайте места для курения везде. Я понимаю, это дорого, но курильщики — тоже люди, они приносят неплохие деньги в бюджет, — рассказывает он. — Моя воля — подговорил бы пару миллионов человек, чтобы они месяц не покупали сигарет, я представляю, какой бы кипиш поднялся».

Житель Северной столицы Валентин обещает не курить на улицах, но продолжит предаваться никотиновой зависимости в кафе и на работе. Он также считает, что государство может сократить число курильщиков поднятием акцизов — возможно, удар по карману заставит россиян резко оздоровиться. А пожилая петербурженка Ирина рассказала, что не верит в повышение уровня жизни в стране, у которой отобрали сигарету.

«Не теми вещами у нас занимаются, — заявила женщина. — Это ветряные мельницы, понимаете, они думают, что запретили курить — и люди станут позже умирать. Не станут. Нужно поднимать социальную сферу, делать ее такой, как раньше. Для детей площадки строить, занимать людей чем-нибудь. Единственное, что мне в нем нравится — то, что у детей возможности покупать сигареты не будет. Не потому, что дорого, а потому, что не так доступно, как сейчас».

Женщина считает, что «охота за ветряными мельницами» вместо решения реальных проблем ведется совсем не ради здоровья нации. Несмотря на это, как выяснилось в ходе опроса, многие курильщики все-таки рады запрету. И если абсурдная логика октябрьской речи премьер-министра Дмитрия Медведева верна, первый шаг в светлое будущее уже сделан. Осталось только все проконтролировать.

Александр Пушкаш