Posted 27 июля 2020,, 13:24

Published 27 июля 2020,, 13:24

Modified 30 марта, 13:43

Updated 30 марта, 13:43

Психолог: Идея внедрения в школах патриотического воспитания вредная и опасная

27 июля 2020, 13:24
Станет больше мракобесов, уверенных в том, что у них есть все правильные ответы, считает эксперт.

Совет Федерации недавно одобрил закон о воспитании в российских школах, по которому учителя обязаны формировать у детей чувство патриотизма и гражданственности. Что делать родителям, которые опасаются «промывки мозгов» на дополнительных классных часах в школе, корреспонденту «Росбалта» рассказала психолог, педагог Ирина Беляева.

«Сама идея внедрения такого воспитания в школах мне кажется вредной и даже опасной. Нам подают ее в красивом ключе — якобы из подростка благодаря соответствующему воспитанию может получиться либо приличная личность, либо наркоман. Но это ложная дихотомия, люди не становятся наркоманами из-за того, что их воспитывают не по кремлевской патриотической системе», — сказала психолог.

По словам Беляевой, в научном сообществе есть устоявшееся мнение по поводу того, как необходимо воспитывать в ребенке нравственность — через решение морально-этических дилемм, формулировку собственных суждений, сравнение разных позиций. И чаще всего, по мнению психолога, таким воспитателем становится хороший учитель литературы, который свободен в своем нравственном выборе и учит не по программе Кремля.

«Что касается патриотизма, на котором делается акцент, нужно понимать, что это, прежде всего, про способность к любой жертве во имя интересов родины — хотя есть вопрос о том, кто определяет эти интересы. И в большинстве случаев речь идет больше о военном, а не гражданском патриотизме — даже в законе сразу после слова „патриотизм“ идет „уважение к защитникам Отечества“, а не к деятелям культуры, например. Военный дискурс очевиден, хотя времена милитаризма давно должны остаться позади», — отметила Ирина Беляева.

Эксперт напоминает, что «ура-патриотизм» через тезис «мы — сильные и лучшие» легко проникает в души подростков, для которых на первый план выходит проблема самоопределения и вопросы «Кто я?», «Где мои люди?».

По мнению психолога, после принятия закона те педагоги, которые действительно способны ставить открытые вопросы, учить детей сомневаться, подходить ко всему критически и осознанно, развивать гражданское общество, окажутся под прицелом — родители могут пожаловаться на них в любой момент.

«Что касается учителей, которым все равно — а таких большинство — они будут делать все для галочки, еще скучнее. Так, что дети еще больше возненавидят школу, а сами педагоги — работу. Станет больше мракобесов, уверенных в том, что у них есть все правильные ответы и они знают, как научить родину любить. Им будет где разгуляться», — прогнозирует эксперт.

Ирина Беляева советует родителям, которые не согласны с принятым законом, высказать это публично, чтобы если не изменить, то хотя бы показать свое отношение к происходящему.

«В то же время не стоит осуждать учителей, ведь для ребенка очень тяжело слышать в школе одно, а дома другое. У ребенка формируется привязанность как с родителями, так и с учителями, и это может привести к внутреннему разрыву. Но и учить ребенка врать, по типу „то, что говоришь дома, не говори в школе“ — тоже не стоит. Важно быть искренним, не обвинять учителей, объяснять ребенку, что система может ошибаться, помогать ему думать и сопоставлять разные мнения. В конечном итоге воспитание — это всегда дело семьи и родителей».

Напомним, в пятницу Совет Федерации одобрил закон о воспитании в российских школах. Документ вводит воспитание учащихся в школьные образовательные программы в виде отдельных программ воспитания и календарных планов, которые школы должны будут разработать сами на основе примерных планов Минпросвещения РФ.