Posted 12 мая 2021,, 15:18

Published 12 мая 2021,, 15:18

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

«В Багдаде все спокойно»: о чем не рассказал Смольный парламенту?

12 мая 2021, 15:18
В петербургском ЗакСе администрация отчиталась о борьбе с пандемии. Радужные цифры вызвали доверие не у всех депутатов.

Губернатор Петербурга Александр Беглов 12 мая выступил с ежегодным отчетом в Законодательном собрании города. Документ, на первый взгляд, символического характера подводит итог действиям правительства за минувшие двенадцать месяцев и указывает на перспективы развития Северной столицы. С учетом того, что 2020 год выдался откровенно тяжелым, речь градоначальника ждали как сторонники, так и критики политики Смольного. Теперь отчет Беглова — предмет для оценок и дискуссий.

Докладывает Смольный

В первой части выступления Беглов сосредоточился на итогах борьбы с пандемией. Губернатор напомнил о действиях Смольного: сначала власти искали деньги, определяли риски и «экстренно реагировали», затем готовились к сценариям заболеваемости и наращивали мощности. Теперь же город перешел от чрезвычайных мер к «новой нормальности». Что это такое, градоначальник не объяснил, но отметил, что Петербург стоит на пути восстановительного роста.

Городу он необходим: пандемия не только унесла жизни 13,6 тыс. жителей Северной столицы, но и нанесла чувствительный удар по бизнесу.

На этом губернатор, впрочем, не заострил внимание — отчет упоминал достижения администрации. Беглов рассказал об успехах в закупках лекарств, масок, перчаток, оборудования, развертывании ковидных коек, появлении первых в стране обсерваторов, а также временных госпиталей на частных площадках и госпиталей-трансформеров. Если бы не жесткие ограничения, город уже весной бы получил миллион инфицированных, уверен градоначальник. Упоминались и борьба с растущими ценами, дотации бизнесу, перевод госуслуг и обучения в онлайн и переход к массовой вакцинации.

Стоит отметить, отчет — документ с заделом на будущее. Озвученные планы не имеют обязательной юридической силы, но оппозиционеры со временем припоминают невыполненные обещания. Вторую часть выступления Беглов и посвятил образу будущего.

Губернатор озвучил основные инфраструктурные задачи. Так, в 2021 году властям предстоит наладить дорожное строительство, уличное освещение, подготовить транспортную и мусорную реформу. Планируют в Смольном организовать и новые общественные пространства. Среди таковых — «Тучков буян», за проектирование которого возьмутся в ближайшие месяцы.

Несмотря на общий оптимистический тон отчета, некоторые насущные проблемы, однако, прозвучали в речи Беглова. Так, появление новых станций подземки в городе замедлилось из-за разорения «Метростроя», но чиновники обещают справиться за счет новой компании-подрядчика. Не спасены и обманутые дольщики — впрочем, до конца года власти планируют достроить двадцать проблемных домов.

Денег администрации не хватает — это прямо прозвучало в выступлении. В Смольном мечтают о федеральном кредите под 3% годовых на 15 лет, но сперва придется выполнить два условия: низкая долговая нагрузка и готовность инфраструктуры. На одни только социальные объекты нужно 219 млрд рублей, а на транспортную агломерацию — 420 млрд. Новые тепловые сети, объекты водоотведения и водоподготовки потребуют в общей сложности более 750 млрд рублей. В любом случае, получит ли Смольный кремлевский кредит, пока остается гадать.

Отвечает парламент

Под конец выступления раздались традиционные аплодисменты и последовали заранее согласованные вопросы. Между тем далеко не все депутаты посчитали. что все настолько хорошо, как кажется по итогам выступления губернатора.

Депутат от «Справедливой России» Алексей Ковалев в разговоре с корреспондентом «Росбалта» сосредоточился на том, какие моменты упущены в ежегодном отчете. По словам парламентария, в Смольном до сих пор не разобрались с махинациями при закупке масок и перчаток.

«О проблемах докладывал чиновники, представляющие финансовый контроль при президенте. Но мы не видим, как говорится, посадок», — заявил Ковалев.

По его мнению, бездействовала администрация и при содержании зданий в городе. Фонд капитального ремонта прохудился из-за сокращения финансирования Смольным, в итоге страдают не только типовые многоквартирные дома, но и исторические объекты Петербурга, считает парламентарий.

Еще один момент — проблема взаимодействия с Ленобластью. Хотя губернатор и докладывал об успехах транспортной и мусорной реформ, которые не воплотить в жизнь без поддержки 47-го региона, Ковалев оптимизм не разделил — упущены градостроительные проблемы.

«Опять отдельно разработаны генплан Санкт-Петербурга и документы по всем „деревням“ вокруг нас, Девяткино, Мурино… Это позволяет Ленобласти делать все что угодно. А ведь разработан механизм совместной подготовки документов градостроительного планирования, но его не используем. Так мы не сможем определить, где у нас вырастет новое село, а где — какие-либо предприятия», — возмутился законодатель.

В свою очередь депутат от «Яблока» Борис Вишневский акцентировал внимание на той части губернаторского выступления, которая, напротив, прозвучала в Заксобрании. Беглов заявил, что власти охотно согласовывают те митинги, которые не угрожают общественной безопасности. При этом, по мнению градоначальника, сторонники Навального завлекают на акции молодежь, пугают женщин и детей, нарушают работу города. Вишневский с такой трактовкой не согласился.

«Вместо того, чтобы объяснить, чем в одних и тех же условиях Петербург отличается от Москвы, где задерживают 30 человек, а у нас 800, мы услышали, как акция 21 апреля страшно помешала горожанам, которые спешили на спектакли и самолеты. Только помешали не участники акций, а сотрудники МВД, которые перекрыли центр. В январе и феврале такие же действия предпринимали силовики за сутки до массовых мероприятий — или тогда, когда они вообще не проводились. Мои попытки выяснить, кто отвечал за решения, оказались безуспешны. Не услышали мы и то, почему чиновники не позволяли проводить не только большие акции, но даже одиночные пикеты», — заявил он.

По его мнению, по итогу отчета Смольного создается неверное представление о борьбе властей с пандемией, поскольку на самом деле правительство проиграло войну.

«Не было упоминаний дефицита средств индивидуальной защиты, когда врач или медсестра носили одну маску в течение всего дня, а то и двух. Не говорилось и о диких очередях возле школ и больниц в разгар пандемии. Не услышали мы и о проблеме, когда горожане не могли сутками дождаться скорую, а до врачей нельзя было часами дозвониться. Не упоминались и гибель медиков, а также неполученные выплаты заболевшим медработникам. И все такое прочее. Были только указания на отдельные трудности, которые удалось преодолеть при помощи президента и полпредства. Полное безобразие», — заявил Вишневский

Мнение, что в отчете стоило остановиться не только на хвалебных одах, разделила и депутат от КПРФ Ирина Иванова. Она задала в парламенте вопрос, на какие проекты планирует потратить Смольный федеральный кредит, но вместо этого услышала жалобу об имеющихся нуждах бюджета в более чем триллион рублей. Парламентарий не верит прозвучавшим в отчете цифрам-показателям, которые свидетельствуют о грамотной работе Смольного в пандемию.

«Мне кажется, доклад нужно связывать с исполнением бюджета. Они посчитали одно, а как на самом деле? Я сверю цифры, — заявила Иванова. — Не бывает так, что все замечательно, особенно в пандемию. Никакой критики не прозвучало, это странно. Нельзя останавливаться исключительно на позитиве. Без понимания ошибок не бывает плюсов в будущем».

Как отметила депутат, логика предыдущих отчетов Смольного строилась иначе.

«Не знаю, с чем связана новация, — недоумевает Иванова. — Возможно, так повлиял коронавирус. Или дело в том, что скоро выборы и нужно сохранить лицо. Как говорится, а в Багдаде все спокойно».

Никита Строгов