Posted 12 мая 2022,, 13:51

Published 12 мая 2022,, 13:51

Modified 30 марта, 08:19

Updated 30 марта, 08:19

За рамками стилей и зрительских ожиданий: в арт-пространстве mArs открылась выставка Гафура Мендагалиева «Горизонт»

12 мая 2022, 13:51

В арт-пространстве mArs (Марово поле, 3) открылась персональная экспозиция петербургского художника Гафура Мендагалиева «Горизонт». Выставка проходит в рамках проекта «Новые передвижники» и доступна для посещения до 22 мая.

В мае 2019 года первой выставкой, состоявшейся в стенах арт-пространства mArs, стала экспозиция Гафура Мендагалиева «Беспокойный сон о городе». Спустя три года, один из самых неординарных художников Петербурга возвращается в галерею на Марсовом поле с новыми произведениями, ярко демонстрирующими трансформацию и развитие его самобытного стиля.

Для Гафура Мендагалиева свойственно выходить за рамки стилей, направлений, зрительских ожиданий. Несмотря на то, что в качестве главного героя его полотен практически всегда выступает город, мистически преображенный кистью художника, петербургский живописец постоянно находится в поиске новых решений. В случае произведений, созданных Мендагалиевым в последние годы и представленных на выставке «Горизонт», выход за рамки начинается уже с формата. Постепенно внутренний видоискатель художника настроился на длину проспектов и набережных, а эскизы стали целиком занимать развороты подготовительного альбома. Итогом экспериментов стал панорамный сдвиг в формате картин: вытянутые, удлиненные холсты, которые Гафур Мендагалиев использовал в своем творчестве впервые, позволили реализовать потребность в расширении границ видения и отразить всю масштабность Петербурга.

Взгляд Гафура Мендагалиева на город можно уподобить феноменологической редукции или бритве Оккама: удаляя слой за слоем все лишнее, художник добирается до самого ядра знания, которое обычно ускользает от нашего внутреннего взора. Взгляд и знания эти не всегда позитивны, но обладают редким качеством — честностью. Раз за разом, с убедительной настойчивостью, художник напоминает нам, что Петербург, при всей своей неоспоримой и блистательной красоте — город страшный, построенный на костях, переживший наводнения, катастрофы, революцию и ужасы Блокады.

Живопись Мендагалиева возвращает городу его мемориальное измерение: страж весов Анубис в облике черного пса охраняет засидевшихся на лавках Екатерининского сада прохожих, а сфинксы перестают быть очередной достопримечательностью и обретают свое истинное значение хранителей заупокойного храма фараона Аменхотепа III. Силы потаенные, но высвеченные взглядом художника, вступают во взаимодействие с пространством города и с его обитателями. Три участника этого уравнения постоянно находятся в броуновском движении, и по смещению хрупкого баланса между ними можно судить об эволюции творчества Гафура Мендагалиева. В своих произведениях художнику удается отобразить не только внешнюю, парадную красоту города, но и его глубинную, трагическую внутреннюю жизнь. В наши дни, когда живопись все больше уступает свои позиции под напором наследия концептуализма и объектно-ориентированного искусства, Гафур Мендагалиев доказывает, что новое слово в ней может быть сказано, и сказано громко.

Гафур Мендагалиев родился в городе Камызяк (Астраханская область). После окончания средней школы поступил в Астраханское художественное училище им. П. А. Власова (АХУ, 1979-1983), преподаватель — Ш. А.-Х. Такташев. Служил в Советской армии (1973-1975). Некоторое время подрабатывал оформителем. Впоследствии преподавал в Астраханском художественном училище (до 1985). Стажировался в Абрамцево (резьба по дереву). В 1985 году переехал жить в Ленинград, где продолжил обучение живописи в студии художника А. В. Кондратьева; посещал занятия Г. Я. Длугача. В 1987 году начал выставлять свои работы на групповых выставках (экспонент более ста экспозиций в России и за рубежом). Член группы «Кочевье».

Вход бесплатный.