Posted 15 июня 2012,, 13:34

Published 15 июня 2012,, 13:34

Modified 1 апреля, 00:50

Updated 1 апреля, 00:50

Польская модель: почему с оппозицией надо считаться

15 июня 2012, 13:34
Дмитрий Травин
Пока Кремль имеет возможность раскалывать протестное движение. Но если власть будет совершать все новые ошибки, раздражая общество своим откровенным цинизмом, то оппозиция объединится ради достижения общей цели.

"Росбалт" продолжает публикацию цикла статей, посвященных опыту урегулирования политических кризисов в разных странах мира.


Польская власть в 1980-х гг. не смогла подавить протестные настроения (о том, почему так произошло, читайте в предыдущей статье) и была вынуждена обратиться к оппозиции, которая оказалась вполне подходящим партнером для переговоров. Произошло это по ряду причин.

Во-первых, в Польше существовало традиционно мощное рабочее движение, желающее и умеющее выступать против власти. Именно оно лежало в основе протестов. Власть боялась не столько того, что на улицы Варшавы выйдут «травоядные» интеллигенция и студенты, сколько того, что рабочие судоверфей, шахт, металлургических, машиностроительных и текстильных предприятий прекратят работу. Более того, к началу 1980-х уже было понятно, что забастовки могут соединиться с погромами партийных комитетов, магазинов, общественных зданий. В памятном конфликте начала 1970-х, возникшем из-за повышения цен на продукты, было много погибших и раненных, что, естественно, приходилось принимать во внимание, спустя десятилетие.

Во-вторых, польская оппозиция была достаточно четко структурирована. Лидером профсоюза «Солидарность» стал гданьский электрик Лех Валенса. Это был яркий, харизматичный, хотя малообразованный и авторитарный по своим замашкам человек. Явные минусы в фигуре «великого электрика», как стали в шутку называть Валенсу, сочетались с явными плюсами. Но главным было то, что власть четко понимала, кто ведет за собой многомиллионные массы. И, соответственно, знала, с кем можно вести переговоры. Ведь нет никакого смысла о чем-то договариваться с лидерами оппозиции, которые примут на себя определенные обязательства, но не сможет их выполнить. Валенса же мог до поры до времени убеждать народ в том, в чем был убежден сам.

В-третьих, польским интеллектуалам во второй половине 1970-х удалось установить контакт с рабочими. Сделать это было нелегко, поскольку особой любви между ними не наблюдалось. Среди польских провинциалов, наверное, немало было таких, как Игорь Холманских, - готовых явиться в столицу и навести порядок среди протестующих. Но когда бастующим и репрессированным пролетариям понадобилась помощь (деньгами, советами, адвокатами), варшавские интеллектуалы Яцек Куронь и Адам Михник создали Комитет защиты рабочих. За несколько лет комитет сделал достаточно, чтобы растопить лед недоверия и побудить верхушку «Солидарности» принять помощь интеллектуалов в деле осуществления реформ.

В-четвертых, серьезную роль в налаживании контактов между властью и оппозицией сыграла католическая церковь. С одной стороны, она обладала большим авторитетом в народе, значительно усилившимся в 1979 г. благодаря тому, что польский кардинал Кароль Войтыла стал римским папой Иоанном Павлом II. С другой стороны, церковь не «ложилась под власть» с целью получить как можно больше материальных благ, а участвовала в судьбе своей страны, стремясь содействовать формированию хотя бы относительного единства в расколотом на противостоящие группировки обществе.

В-пятых, само польское общество при всей его разобщенности постоянно помнило о важности национального единства. С одной стороны, это определялось многовековой трагической судьбой народа, который соседние великие державы делили между собой, как хотели. С другой – многолетняя зависимость от СССР культивировала миф о прекрасной Европе, в которую надо вернуться. Поляки не отвергали демократию как чуждую их национальной культуре выдумку, а, напротив, полагали, что разрыв с европейской демократической традицией (помимо всего прочего) обусловил все тяготы их жизни.

В сегодняшней России, в отличие от Польше 1980-х, практически нет условий для формирования сильной оппозиции. Протест пока в основном ограничивается мирными демонстрациями благополучных столичных жителей. Рабочие и интеллигенция чужды друг другу. «Главные оппозиционеры» практически никогда не «спускаются» в пролетарскую среду. Более того, они выдвигают тезисы о том, что им не нужны ни единый лидер, ни четкое структурирование. Церковь откровенно сервильна и либо дистанцируется от политики, либо обслуживает интересы власти. И, наконец, российская идентичность - скорее имперская, чем европейская. Для многих безусловными ценностями являются сохранение единой и неделимой России, жесткое противостояние американцам, укрепление вооруженных сил, а не вхождение в объединенную Европу.

Соответственно, Кремль имеет возможность раскалывать оппозицию и играть на ее внутренних противоречиях. Вместо переговоров власть маргинализирует активистов, презрительно именуя их «бандерлогами».

Экономический кризис, конечно, может качественно изменить расстановку сил, пробудив различные слои общества к протесту. Однако пока нет ответа на вопрос, смогут ли лидеры оппозиции объединить эти слои и заставить власть считаться с обществом.

Если вражда между левыми и правыми, рабочими и интеллигенцией, столицами и провинцией останется более сильной, чем общее неприятие правящего режима, польский сценарий в России не реализуется. Но если власть будет совершать все новые ошибки, раздражая общество своим откровенным цинизмом (вроде прошлогодней рокировки «Путин – Медведев»), противостояние верхов и низов непременно усилится.

Если бы в свое время группа ответственных, но недальновидных товарищей, не устроила путч и не создала знаменитый ГКЧП, Советский Союз вполне мог бы еще какое-то время просуществовать. Но события августа 1991 г. внезапно показали народу, что тигр – бумажный, и бояться его не следует.

Сегодня от власти можно ожидать чего-то подобного. Ошибки Кремля в основном сводятся к равномерному принижению всех несогласных и опоре лишь на откровенных марионеток. В итоге нарастает число обиженных даже среди тех политиков и деятелей культуры, которые еще вчера предпочли бы быть союзниками Кремля. Движение по такому пути – это движение к «Солидарности».

Среди польских оппозиционеров были как левые популисты из рабочих, так и экономисты – сторонники шокотерапиии. Католические консерваторы перемежались там с приверженцами европейской толерантности. Политики, как огня боявшиеся советского «старшего брата», стояли в одном ряду с теми, кто главной угрозой для Польши традиционно считал Германию. Но в определенный момент все сочли, что о разногласиях надо забыть до тех пор, пока не рухнет режим. И тогда режим действительно рухнул.

О том, как это происходило, читайте в следующей статье.

Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге