Posted 16 ноября 2021,, 10:37

Published 16 ноября 2021,, 10:37

Modified 30 марта, 08:24

Updated 30 марта, 08:24

Игорь Николаев. Импортируемая инфляция

16 ноября 2021, 10:37

Объясняя высокий уровень инфляции в стране, сегодня стало модным кивать на заграницу: это, мол, там цены растут, вот в России и разогналась инфляция. Инфляция в России и вправду выше всяких прогнозов. При официальном прогнозе инфляции на 2021 год 3,7%, исходя из которого был утвержден федеральный бюджет на текущий год, реально будет около 8%, а то и больше.

За границей цены и вправду ускоренно растут. В сентябре 2021 года инфляция в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая объединяет 37 наиболее развитых государств мира, составила на 4,6%. Много ли это для развитых стран? Безусловно, много. Там давно не видели подобных уровней. Но у нас-то инфляция в сентябре 2021 года составила в годовом выражении аж 7,4% (сегодня, к середине ноября, инфляция в годовом выражении уже превысила 8%). Кстати, во многих развитых странах годовая инфляция в сентябре была даже заметно ниже, чем в странах ОЭСР в целом: во Франции — 2,2%, Италии — 2,5%, Японии — 0,2%.

Причины роста цен в развитых странах понятны: на фоне восстановления экономик существует огромный платежеспособный спрос на сырьевые товары, в том числе продовольственные. Да к тому же еще и энергокризис разразился. Но сейчас вопрос в другом: можно ли рост цен в России объяснять, прежде всего, внешними факторами, тем, что в мире цены растут. По тому, сколь явно хуже выглядит ситуация в России в сравнении с заграницей, так объяснять нельзя. Или, как минимум, явно недостаточно.

Это имеет значение потому, что если вы неправильно определяете причину роста цен, то и борьба и ним получается не очень эффективной.

Сегодня в России в пилотном режиме действует система противодействия рискам ускорения мировых цен на социально значимые товары. Минпромторг, Минсельхоз и Минэнерго построили эконометрические модели, описывающие зависимость стоимости продуктов на внутреннем рынке от глобальной инфляции. Это правильно, такими вещами тоже надо заниматься, но важно и правильно расставлять приоритеты. А приоритетом должна быть система мер, предназначенных для минимизации рисков внутренних факторов. Ведь инфляция — это еще и влияние крайне недостаточного уровня развития конкуренции в стране, того, как регулируются тарифы естественных монополий, санкционного противостояния и пр. Те же российские антисанкции явно не снижают уровень инфляции внутри страны, а повышают его.

Выходящая из-под контроля инфляция сегодня, пожалуй, самая большая проблема в российской экономике. Понятно, что и ее хочется объяснить, прежде всего, чем-то внешним, «забугорным». Но это не так, далеко не так.

Игорь Николаев, экономист