Posted 22 декабря 2021, 15:17

Published 22 декабря 2021, 15:17

Modified 30 марта, 08:22

Updated 30 марта, 08:22

Анатолий Несмиян. А если не испугаются?

22 декабря 2021, 15:17

Новые угрозы из Кремля в адрес НАТО и Украины. Вплоть до полностью абсурдных вроде подготовки к химической атаке и установке неких огневых точек американцев в жилых домах. Впрочем, в подобных ситуациях поводы вообще не нужны, нужно просто обоснование.

Вопрос остается прежним — рискнет ли Кремль на эскалацию и если да, то каковы цели и задачи.

Причина происходящего, в общем-то, на поверхности. Кремль полностью вошел в проект «новой нормальности», рассчитывая на приемлемые для себя условия в будущих раскладах и балансах. Не на ведущих ролях, конечно. Однако неспособность выполнить условия вхождения в новый мир отодвигает кремлевских за ту черту, которую они считают для себя минимально приемлемой. Это вопрос не только престижа, здесь уже вопрос сохранности украденного и вывезенного.

В этом смысле силовой ресурс и шантаж — чуть ли не последний способ притормозить сползание в табели о рангах. Другой вопрос, что махать ножиком перед заведомо более сильным — не лучшая тактика (про стратегию здесь и речи нет). Расчет исключительно на то, что сильному просто некогда отвлекаться на шпану, и он согласится на небольшие уступки. В происходящих событиях и это в радость. Проблема в другом — а если не испугаются?

Угрозы имеют под собой рациональную подоплеку, если их можно подтвердить. Если же нет, то все кардинально меняется — на тебя просто перестают реагировать, и в следующий раз ставки придется поднимать еще выше.

Способна ли нынешняя Россия на масштабную военную операцию на территории Украины? Два предыдущих военных столкновения — в августе 14-го и в феврале 15-го года, когда Киев потерпел военное поражение (что и было зафиксировано в Минских соглашениях 1 и 2), происходили очень локально. Масштабные боевые действия армейского и тем более фронтового уровня не велись. Рассчитывать на то, что сегодня будет что-то иное, сложно. Вторжение возможно, а что дальше? Занять левобережную Украину для Кремля — это одна маловыполнимая задача, удержать ее — еще менее перспективное мероприятие, а вот получить в итоге тяжелейшее военное и следом за ним политическое поражение — тут с перспективами куда как более вероятно.

При этом нет никакой гарантии, что население России с восторгом воспримет картину массовых гражданских жертв в случае, если кремлевские пустят в ход оружие неизбирательного массового (а тем более тотального) уничтожения. Про зверье в телевизоре и небольшие группы отмороженных полудурков в пабликах я не говорю, но вот в массе своей в России добиться победного клекота в ответ на зрелище жертв будет крайне проблематично. Это не далекая Сирия, которую соколы Путина бомбят который год. Это все-таки свои, как бы пропаганда ни пыталась представить их нелюдьми. Да и «крымский консенсус» в России закончился. Скорее всего, безвозвратно.

В общем, риски настолько велики, что все может ограничиться либо словесными угрозами, либо какой-нибудь очень локальной «заварушкой» — исключительно для сохранения лица. Правда, любая война — штука такая, что все предвоенные планы немедленно летят к черту, и события начинают развиваться самостоятельно.

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик