Posted 5 марта 2022,, 09:05

Published 5 марта 2022,, 09:05

Modified 1 февраля, 17:33

Updated 1 февраля, 17:33

Андрей Десницкий. Что мы сделали не так после распада СССР?

5 марта 2022, 09:05

Нам, безусловно, предстоит долгий путь по работе над ошибками. А чтобы его начать, надо ошибки увидеть. Что мы как общество сделали не так после распада СССР?

Мне кажется, теперь предельно стало ясно: дело в несменяемости и однозначной правоте власти. Можно, конечно, думать, что «Ельцин ошибся с преемником», но звучит это смешно. Если мы когда-то позволили себе навязать максиму (я никогда с ней не соглашался) «есть только один правитель, ему нет альтернативы, только он знает, как надо», — то даже будь этим правителем Махатма Ганди, это уже билет на тот поезд, в котором мы сейчас едем. Октябрь 1993-го, срежиссированные выборы 1996-го, операция «Преемник» (даже вне зависимости от того, кто был бы посажен в это кресло) — все это вехи большого пути.

Давайте посмотрим на бывшие советские республики: они стартовали в похожих условиях, но теперь вполне четко разделились на диктатуры и демократии. Признак один: в диктатурах власть несменяема и передается только волевым решением правителя, в демократиях не так.

Вторая важнейшая ошибка, которую я вижу, такова: «люди нашего круга» не снисходили до разговора с «глубинным народом» (оба определения в кавычках ироничны, конечно). Предполагалось, что «рынок все расставит по местам» и «свобода лучше, чем несвобода, это же очевидно».

Огромное количество людей не просто прошли через голодные (да, голодные до обмороков!) девяностые, они прошли через молчаливое презрение тех, кто в это время «зарабатывал свой первый миллион». Хлеб у них потом постепенно появился, а вот уважение — нет. Но человеку необходимо себя уважать. Ему важно чувствовать, что в мире есть для него место.

Можно называть это ресентиментом или как-то еще, но проблема в любом случае вот в чем: миллионам был нужен некий нарратив, возвращающий им достоинство. Чем и воспользовались нынешние правители.

Понятно, какими будут последствия, но в следующий раз не стоит пренебрегать созданием такого нарратива. Популярные уже сейчас разговоры «в этой стране никогда ничего» не оставляют никакого шанса на самоуважение, никакого просвета и выхода.

Жизненно необходимо такое описание национальной истории и культуры, которое пробуждает в людях лучшее.

Андрей Десницкий, библеист, профессор РАН