Posted 9 марта 2022,, 07:00

Published 9 марта 2022,, 07:00

Modified 1 февраля, 17:35

Updated 1 февраля, 17:35

Андрей Нечаев. В чем смысл санкций против среднего класса?

9 марта 2022, 07:00

Как не раз было объявлено авторами решений, конечная цель санкций — резко ослабить экономические основы режима Путина, вызвать недовольство населения, что в конечном счете должно, по замыслу авторов, привести к отказу от агрессивной внешней политики.

Не вызывает сомнения, что последние жесткие санкции нанесут сильный удар по российской экономике и, в конечном счете, по уровню жизни людей. Неизбежный скачок инфляции, сокращение рабочих мест, снижение доходов бюджета в результате вызванного санкциями спада коснутся широких слоев населения.

Однако ряд санкций де-факто направлен против и без того слабого российского среднего класса. Именно его представители покупали приличные иномарки, ездили за рубеж и посылали туда учиться детей, смотрели Netflix, активно присутствовали в соцсетях, покупали товары в зарубежных интернет-магазинах, расплачивались через Apple Pay и пользовались другими удобствами и благами глобализации экономики и интеграции России в мировую экономику. В результате санкций все эти возможности резко сокращаются, меняя уже привычный для многих тип потребления и даже образ жизни в целом.

Однако именно средний класс в большинстве своем и так меньше других поддерживает нынешнюю внешнюю и внутреннюю политику руководства России и не относится к «ядерному электорату» партии власти. При этом ожидать от него активного публичного протеста (за исключением отдельных смельчаков) в условиях резкого нарастания политических репрессий сложно.

Надо честно признать, что значительная часть населения, особенно из бедных слоев, искренне поддерживает политику Путина. А под влиянием зомбирующей пропаганды и получения информации преимущественно из госСМИ винит и будет винить в ухудшении своего материального положения происки Байдена, НАТО и вообще коллективного Запада в ответ на «вставание России с колен».

Отдельная тема — санкции против условных «олигархов». Они реально теряют немало и в результате падения курсов акций их компаний, и в результате разрыва отношений с западными партнерами, а теперь еще и лично — в результате ареста счетов, вилл, яхт и других приятных предметов роскоши. От этой категории граждан если и можно ждать протеста, то исключительно кулуарного, в коридорах власти. Впрочем, он может оказаться эффективным.

Андрей Нечаев, экономист