Posted 18 июля 2022,, 08:40

Published 18 июля 2022,, 08:40

Modified 1 февраля, 18:51

Updated 1 февраля, 18:51

Алексей Макаркин. Разрыв между телевизионными и интернетными поколениями увеличивается

18 июля 2022, 08:40

Один из важных процессов в современной России — постепенный уход советской культуры. Именно культура (в первую очередь кинематограф) выполняла связующую функцию между поколениями, особенно в последние десятилетия советской власти с развитием телевидения.

Роль кинематографа была ключевой не только потому, что это демократичный и доступный вид искусства (знавший толк в политической пропаганде товарищ Ленин недаром говорил, что из всех искусств для нас важнейшим является кино — кстати, про цирк в его цитате, вопреки популярной версии, ничего не было), но и из-за уникальной плеяды артистов, которые сделали советское кино культовым.

Если изобразительное искусство нередко разделяло поколения, то кинематограф объединял. И не стоит забывать про железный занавес, отсекавший советскую аудиторию как от большей части оскаровских фильмов, так и от голливудской массовой культуры. Конкуренции было существенно меньше.

Культовые фильмы смотрели и пересматривали всей семьей, цитаты из них узнавались разными поколениями. Иностранцам приходилось долго объяснять, чем примечательна фраза «Штирлиц шел по коридору», а «вор должен сидеть в тюрьме» произносили множество силовиков, пришедших в электоральную политику в 1990-е годы — они довели фразу до полной банальности. Четыре столпа нередко грустной и мудрой комедии — Рязанов, Гайдай, Захаров и Данелия — и барды Высоцкий, Окуджава и Визбор повлияли на умонастроения советской интеллигенции значительно больше, чем вся официально запрещенная литература, не исключая даже «Архипелаг ГУЛАГ».

Советская культура надолго пережила распад СССР — и советским же поколениям кажется, что она будет актуальна всегда. Однако время идет — и для современной молодежи и Леонов, и Папанов, и Миронов, и Янковский, и другие великие люди советской культуры — это фигуры из прошлого, которое ей в основном малоинтересно (молодежь стремится жить сегодняшним и завтрашним, хотя с последним все чаще возникают проблемы, многие планы ломаются). Культовый новогодний фильм уже для немалого числа людей среднего возраста — это «Один дома», а не «Ирония судьбы» (а для еще более молодых — скорее «Гарри Поттер»).

Разрыв между телевизионными и интернетными поколениями увеличивается. Современная российская культура не может конкурировать с советской для старших поколений и с западной для младших (исключая, пожалуй, российскую молодежную эстраду, которая, в свою очередь, сильно вестернизирована). А ремейки советских культовых фильмов не вызывают ничего, кроме раздражения.

Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co