Posted 25 июля 2022,, 16:35

Published 25 июля 2022,, 16:35

Modified 1 февраля, 18:55

Updated 1 февраля, 18:55

Евгений Коган. Что не так с параллельным импортом

25 июля 2022, 16:35

С 6 мая в России вступил в силу закон о параллельном импорте. Это значит, что в страну можно ввозить партии товаров определенных категорий и брендов без получения разрешения правообладателя.

Подчеркнем: это не контрафакт и не что-то «нелегальное». Хотя многие привыкли называть продукцию, поставленную через параллельный импорт, «серой», в ней ничего плохого нет, налоги платятся, лицензии имеются и пр. В случае, когда компании перестали напрямую вести деятельность на территории РФ, параллельный импорт — по сути, единственный выход.

Сразу были подготовлены законы, правила Минпромторга и многое другое: интернет-ритейлеры получили разрешения на продажу товаров, полученных «параллельным импортом», а продавцов техники, к примеру, даже обязали давать гарантию на продаваемую «серую» продукцию.

На бумаге все, конечно, хорошо. Что мы имеем на деле?

Главное: параллельный импорт работает, но полностью со спросом не справляется. Из-за ограниченности объема ввоза при параллельном импорте растет цена. В нынешних условиях уменьшилось количество людей, готовых тратиться на дорогостоящую продукцию (в основном она и попала в списки для параллельного импорта). Из-за этого падает спрос.

В июне 2022 г. спрос на смартфоны упал более чем на треть год к году. Тут на подхвате оказался вторичный рынок, объем которого уже вырос в разы и который пока справляется.

Похожая история — и с запчастями для техники. В России образовалась нехватка комплектующих для ремонта смартфонов, ноутбуков и т. п. Сейчас запчасти приходится брать буквально из техники-«доноров». Дефицит запчастей ощущается еще не столь серьезно; тем не менее дело уже касается не только iPhone и другой продукции Apple, а практически большинства брендов. Специалисты по ремонту сейчас используют все доступные средства, чтобы продолжать ремонтировать устройства, вплоть до разбора абсолютно новой техники.

Впрочем, и с тем, что удается ввезти, не все гладко. Например, сейчас в России небывалое количество ноутбуков продаются без какой-либо операционной системы (в июне на них пришлось 60% поставок). Но и это не все неудобства — в Россию поступило огромное количество ноутбуков без русской раскладки. Это, конечно, не проблема для тех, кто печатает вслепую, или кто готов мириться с наклейками на клавишах, или идти делать гравировки. Но будем честны: как много людей готовы мириться с вышеперечисленными неудобствами?

Как будто все эти проблемы ждали нужного человека — Мантуров уже заявил о скорой отмене параллельного импорта в России. По его словам, параллельный импорт является лишь временным решением, принятым для того, чтобы сбалансировать российский рынок. Правда, как-то слабо верится, что российский рынок уже «сбалансировался» и вообще есть чем удовлетворять на нем спрос.

В голове не укладывается: товара не хватает даже при параллельном импорте, но и его скоро отменим. Получается… неоднозначно.

Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan