Posted 5 октября 2022,, 12:12

Published 5 октября 2022,, 12:12

Modified 1 февраля, 19:27

Updated 1 февраля, 19:27

Андрей Шалимов. Конфликт ресентиментов из прошлого и образа будущего России станет основным мотивом внутриполитической жизни

5 октября 2022, 12:12

29 сентября вышла новая книга Виктора Пелевина — она позволила мне переключаться с тревожной повестки «злободневности», обдумывая мудрую вечность.

И вот Пелевин почти на первых страницах от лица героя романа пишет о том, что статуй Будды в Юго-Восточной Азии почти столько же, сколько памятников Ленину в России. И указывает на формальное отношение к Будде, замену смысла ритуалом.

Ладно с Буддой в Азии, а нам-то зачем столько Ленина? Знак чего его памятники на главных площадях всех городов и поселков? Его труп в мавзолее на главной площади страны лежит не как объект религиозного культа, а как магнит для китайских туристов (их, кстати, стало на несколько порядков меньше с 2020 года, и турпоток не восстанавливается и вряд ли в ближайшие пару-тройку лет вернется на уровень 2019 года)?

Некоторые утверждают, что Ленин, в целом, отрицательный персонаж и, в частности, нам всем свинью подложил с административно-территориальным устройством СССР сто лет назад. С другой стороны, снос памятников Ленину в странах бывшего СССР для многих означает дерусификацию, которая, если присмотреться, больше напоминает декоммунизацию, но все же. Так ведь памятники Ленину в Херсонской, Запорожской областях зачем-то восстанавливали в последние полгода — кто знает, зачем?

Я исхожу из того, что будущее России принадлежит следующему поколению. И мне неоднократно приходилось очень суетно объяснять детям, почему, когда они забираются на памятник Ленину в каком-то городе и садятся ему на плечи, то обязательно в ужасе останавливается мимо проходящая женщина-бабуля и начинает истошно кричать, что вызовет милицию (именно в такой формулировке).

Моя позиция в семейных объяснениях такая: «Ленин — знак советского прошлого, который имеет значение для ныне живущих поколений родителей и бабушек-дедушек. С этими памятниками ассоциируются счастливые детство, молодость и зрелость этих поколений. Не со строем, а с самими эмоциями этих возрастных промежутков, светлой верой в будущее. Они любят себя в то время, а не Ленина или коммунизм».

Потому что Ленин, конечно, не Будда — Ленин, как известно, гриб. Пришла пора, как после дождя, срезать грибы и складывать в лукошко.

При этом вся толерантность к этим сантиментам родителей и бабушек и дедушек от нашего поколения до 2022 года носила непринципиальный характер — что бы их ни радовало, лишь бы в наши жизни не лезли. В итоге они, как зомби, восстали и решили лишить будущего нас и одновременно весь мир.

Но в ближайшие годы конфликт ресентиментов из прошлого (далекого и совсем недавнего) и образа будущего страны станет основным мотивом внутриполитической жизни. Куда будем столько бронзы девать?

Андрей Шалимов, политолог, автор Telegram-канала «#Шалимовправ»