Posted 26 октября 2022,, 14:41

Published 26 октября 2022,, 14:41

Modified 1 февраля, 19:32

Updated 1 февраля, 19:32

Василий Головнин. Реакция ядерного домино

26 октября 2022, 14:41

В Южной Корее оживилась дискуссия о ядерном оружии — этому способствуют успехи Пхеньяна в испытании все новых типов ракет и информация о подготовке КНДР к уже седьмому подземному ядерному взрыву. Как полагают, он необходим для разработки компактной боеголовки для вполне современной и пригодной к массовому производству ракеты малой или средней дальности.

«Пришло время принимать решение», — так отреагировал на это, например, 12 октября заместитель председателя парламента Южной Кореи и один из руководителей правящей партии «Гражданская сила» Чон Чжин Сок. Его заявление было сделано в поддержку возвращения в страну американского ядерного оружия. В разгар холодной войны в Южной Корее было размещено около 950 американских малых тактических зарядов, однако затем они были полностью выведены по настоянию Сеула. В частности, в связи с его бесплодными и наивными попытками наладить диалог с Пхеньяном.

В 1991 году два корейских государства даже подписали совместную декларацию о безъядерном статусе Севера и Юга: для КНДР это была лишь демагогическая уловка, однако Сеул юридически по-прежнему скован положениями этого документа. Его сейчас призывают отменить влиятельные силы в правящей партии, а президент Южной Кореи Юн Сок Ель заявляет, что готов выслушивать различные мнения на этот счет: он официально не отвергает предложения о повторном завозе ядерного оружия США.

Тем временем в ноябре в Сеуле будет официально дан старт работе форума частных экспертов, выступающих за обсуждение идеи ядерного вооружения самой Южной Кореи. В него, как ожидается, войдут весьма заметные специалисты. Попытка начать полномасштабную дискуссию на этот счет предпринимается впервые — хотя, конечно, трудно ожидать, что Сеул прямо сейчас начнет готовить почву для столь кардинального изменения своей политики. К тому же он входит в систему Договора о нераспространении ядерного оружия и вряд ли рискнет вступать в конфликт с международным общественным мнением.

Однако, как полагают, многое может измениться в 2024 году — если на выборах президента США победит Дональд Трамп или другой кандидат-трампист. В этом случае, как полагают, Вашингтон станет достаточно равнодушно относиться к проблемам безопасности своих союзников в Восточной Азии и, возможно, не будет особо возражать против их ядерного вооружения, чтобы сэкономить деньги на защите Южной Кореи и Японии. Напомним, что Трамп ранее неоднократно делал заявления в таком духе.

Кстати, в Южной Корее общественное мнение довольно спокойно допускает подобное развитие событий. К примеру, в сентябре были опубликованы данные солидного общенационального опроса, в ходе которого 69,6% участников заявили, что согласны с ядерным вооружением своей страны. Это рекордное число и на 9,5% больше, чем было в прошлом году.

В Японии ситуация обратная — там за ядерное вооружение высказались лишь 14,6% участников того же двустороннего опроса.

Южная Корея, в отличие от своего островного соседа, не подвергалась массированной пацифистской обработке, эта страна живет в состоянии постоянного военного противостояния. В Токио полагают, что именно она при случае станет первой в регионе, решившейся на ядерное вооружение. И после этого реакция ядерного домино способна к ужасу Пекина распространиться и на Тайвань, и на Японию.