Posted 25 октября 2022,, 14:30

Published 25 октября 2022,, 14:30

Modified 1 февраля, 19:32

Updated 1 февраля, 19:32

Илья Гращенков. Турбопатриоты в России стали опасной и неконтролируемой силой

25 октября 2022, 14:30

Власть — она не белая или черная, она почти всегда серая. Как у Стругацких в «Трудно быть Богом». Так что Красовские и Холмогоровы — это одна сторона медали, темная сторона Луны. Когда-то власть показывала и свою светлую сторону — тогда мы видели ее «хорошие лица», выступающие в приличных местах и говорящие правильные вещи. Но в своем подлинном величии власть всегда — это клерк в галстуке, который одним совещанием безжалостно перемелет любой из миров. Как и любого распоясавшегося людоеда.

В «кейсе Красовского» сошлось сразу несколько тенденций.

Во-первых, безусловно, есть юродствующие, которые постоянно переходят грань, оскорбляют, эпатируют мирную публику тем, что призывают к страшным вещам. Они пугают людей: мол, видите, как мы серьезно настроены, никаких границ нет. Во власти, конечно, есть те, кому это не нравится.

Кроме того, фигура лично Красовского — как открытого гея — для многих неоднозначна. Неслучайно в первые же часы после информации об увольнении пошли тезисы — мол, что вы хотите от представителя ЛГБТ? Красовский, несмотря на весь турбопатриотизм, чужд этой тусовке, им понятнее офицеры запаса и генералы.

Вторая часть кейса — в ситуации с военкорами власть сделала ставку на то, чтобы открыть ящик Пандоры и выпустить «ультрас». Ставка оказалась опасной: если с либералами были понятны рычаги давления через госконтракты, университеты и так далее, то с этой публикой таких рычагов нет. Красовского уволили, это понятный рычаг — но где гарантия, что он не продолжит делать то же самое в своем Telegram-канале, как те же военкоры?

«Ультрас» не то что надоели власти — они стали опасной и неконтролируемой силой. Свернуть ее сегодня — это получить себе медийного врага. С другой стороны, они вроде бы и полезны. Но с третьей стороны, каждый раз, когда «ультрас» переступают черту, власть не знает, как с ними справиться.

Отставка Красовского может стать неким триггером, и от того, как с ним поступят в дальнейшем, может зависеть судьба и других турбопатриотов. Расследование против Красовского может что-то дать, тем более что лично Бастрыкин любит детей и нервно реагирует на любые нападки на них.

При этом людей, которые впадают в раж и несут любую околесицу, сейчас много. Если Красовский окажется под ударом, встает вопрос, коснется ли это и других таких людей.

Илья Гращенков, политолог