Posted 2 ноября 2022,, 14:40

Published 2 ноября 2022,, 14:40

Modified 1 февраля, 19:34

Updated 1 февраля, 19:34

Никита Смагин. Может ли Иран начать войну с Саудовской Аравией?

2 ноября 2022, 14:40

Закрытые авторитарные системы отличаются особой внутренней логикой. То, что вам даже в голову не придет, здесь может рассматриваться как логичный сценарий. В этом-то и опасность.

То есть, если бы мы поставили вопрос так: «Мог бы условный президент Хасан Рухани выступать за войну с Саудовской Аравией?», тут ответ очевиден — нет. Рухани проходил через конкурентные выборы, постоянно выходил и общался с прессой, имел множество адекватных советников, которые контактировали с общественностью. Мы примерно представляем, какой рациональности он придерживался.

Но как быть с Хаменеи? Или с представителями КСИР? Это абсолютно свой закрытый мир. Похожая ситуация с президентом Раиси — он выигрывал уже не на конкурентных выборах, а на симуляции выборов, да и сам он из одной из самых закрытых структур — судебной власти. Его решения в этом году, вроде усиления полиции нравов, в ситуации жесткого кризиса легитимности власти уже говорят, что он немного из другого мира.

Помню, ходил на пресс-конференцию Али Акбара Велаяти, советника духовного лидера. Меня тогда удивило, что там было только два рабочих языка: персидский и арабский. И это редкая прессуха советника по международной политике! Было несколько вопросов на арабском, и Велаяти без переводчика это воспринимал как должное. Вопросов на английском не было ни одного.

При этом у других — более открытых — структур вроде МИД вторым рабочим давно был английский. Разница миров видна и по языку: если МИД чаще говорит в категориях «национальных интересов», то духовный лидер и его окружение повторяют про исламскую умму, освобождение Палестины, революцию и т. д.

Ситуация внутри Ирана сложная. Почти два месяца не утихают протесты, и власти понимают, что надо что-то делать. Прошлые методы — слезоточивый газ, дубинки, точечные репрессии и периодические расстрелы протестующих дробью — не помогают. Но что делать?

Начать по надуманному предлогу войну в стране, где большинство населения ненавидят нынешнюю власть, кажется идеей идиотской.

Но у оторванных от реальности структур может быть другая логика: война объединит людей вокруг власти и мобилизует общество, как это было в ситуации с убийством Касема Сулеймани. То, что «шахидство» последнего мобилизовало далеко не всех, а только определенные слои, ими уже в расчет не принимается. А сегодня не будет и этого.

В общем, не знаю, будет ли война, но странных решений в кризисной ситуации ожидать стоит.

Никита Смагин, журналист, эксперт Российского совета по международным делам, автор Telegram-канала «Дежурный по Ирану»